Все про автомобили для мужчин

История популярного в СССР мотороллера «Муравей»

Мотороллер «Муравей» — настоящий трудяга советских дорог, который помнит не одно поколение сельских жителей и городских мастеров. Как только его не использовали: и для доставки обедов в поле, и для перевозки стройматериалов, и даже для почтовых отправлений в самых удалённых уголках страны. Разберёмся, почему выпуск «Муравья» прекратился, и что случилось с этим культовым транспортом.

Откуда взялся «Муравей» и какой был его дизайн
Создание мотороллера «Муравей» (или ТГА-200) началось в конце 1950-х годов, когда Министерство транспортного строительства СССР поручило Тульскому машиностроительному заводу разработать компактный и лёгкий грузовой трицикл, способный помочь с нуждами сельского хозяйства. В те времена каждая производственная инициатива проходила через строгий функциональный фильтр: техника должна была быть доступной, надёжной и максимально простой в обслуживании.

Первый прототип «Муравья», известный как ТГ-200, появился в 1959 году, а в серийное производство эта модель пошла уже в 1969 году. Это был рабочий трицикл, у которого не было амбиций в дизайне, но была душа. Со скоростью до 60 км/ч и грузоподъёмностью 200 кг, он оказался идеальным решением для малых хозяйств. «Муравей» мог проехать там, где обычный грузовик даже и не пытался бы, а его содержание стоило буквально копейки.  

Дизайн мотороллера можно описать как утилитарный, простой и абсолютно честный. В конце 1950-х и начале 1960-х годов в Советском Союзе никто особенно не задумывался над внешним видом сельскохозяйственной техники, и уж тем более, над созданием визуально привлекательных трициклов. У «Муравья» нет обтекаемых форм, стильных деталей или декоративных элементов. Его внешний вид продиктован необходимостью: каждый уголок, каждая деталь создана для долговечности и практичности. На первый взгляд, он кажется грубоватым и угловатым, но такая простота оказалась его главным преимуществом. Инженеры использовали только те материалы и элементы, которые выдержат серьёзные нагрузки, а конструкция обеспечивала лёгкий доступ к основным узлам для простого ремонта.


Почему «Муравей» был так популярен
«Муравей» стал настоящим спасителем для тех, кто не мог позволить себе даже старый ГАЗ-51. Он оснащался двухтактным одноцилиндровым двигателем мощностью 8 л.с., был простым в ремонте и надёжным. За год его могли купить и использовать тысячи сельских жителей, ведь его цена была вполне доступной для советских граждан, а стоимость обслуживания сводилась к минимуму. Благодаря таким характеристикам, «Муравей» стал популярен не только в СССР, но и за рубежом: его экспортировали в 21 страну, среди которых были Куба, Вьетнам и ГДР. Тульский машиностроительный завод поддерживал высокий уровень производства, и спрос на «Муравей» оставался огромным вплоть до 1990-х годов.  

Почему производство остановилось
В 1991 году, после распада СССР, экономическая ситуация в стране резко ухудшилась. Тульский машиностроительный завод лишился государственной поддержки, а конкуренция усилилась: на рынке стали появляться китайские и южнокорейские скутеры, которые технически превосходили «Муравей» и стоили дешевле. Зарубежные модели были более лёгкими, экономичными и имели современную комплектацию, чего не хватало советскому трициклу. К тому же завод утратил доступ к многим компонентам, которые ранее поставлялись предприятиями союзных республик. Сократились финансовые потоки, необходимые для модернизации производства и развития новых моделей. Хотя инженеры пытались разработать новую версию «Муравья» — прототип «Муравей-3», но проект так и не был реализован из-за нехватки финансирования.

В 1995 году Тульский машиностроительный завод официально прекратил производство «Муравья». Проект был признан экономически невыгодным, и выпуск окончательно свернули. Тем не менее, легенда осталась жива: даже сейчас на дорогах можно встретить «Муравьи», которые всё ещё на ходу, благодаря народной любви и надёжности. Этот простой трёхколёсный мотороллер, прослуживший стране несколько десятилетий, стал не только символом трудолюбия, но и одним из последних представителей советского автопрома, о котором помнят и по сей день.


Источник: История популярного в СССР мотороллера «Муравей»
Опубликовал:
Теги: дороги мотороллер муравей

Комментарии (7)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Евега Евегов
лучшей перевозки для дачника и древлян не существует!
Сергей Ремнёв
Я с этим Муравьём знаком настолько близко, что ближе уж некуда! Минус у него всего, может быть, один, но такой, что перевесит все плюсы! Это переднее колесо в межколейной зоне! По просёлку это ещё куда ни шло, но вот на "трассе" с щебёночным покрытием, да на дистанции км этак в 50 останетесь буквально без рук! Слово трасса умышленно взято в кавычки, сейчас-то, наверное, таких уж и нет, хотя...
Z В. М.
Реверс-редуктор от муравья до сих пор пользуются популярностью у самодельщиков.
алексей, да, да алексей
- Тула Т-200, мотороллер в СССР (Тульский завод) делали по немецкой лицензии Glas Goggo из Германии. И это тоже было большой ТАЙНОЙ для советских людей, чтобы не было так позорно для социализма. И было все подано, как разработки Тульского социалистического завода.
- Вятка ВП-150, мотороллер (Вятско-Полянский завод) по итальянской лицензии Vespa 150GS , копия мотороллера из Италии. И это было представлено, как достижения социализма.
- «Социалистические» машины «Жигули» производились по лицензии итальянской компании FIAT. Целый автомобильный завод построил Капитализм на руинах социалистической промышленности – дальше ехать некуда.
- Советский социалистический (капиталистический) мотоцикл М-103, в народе «Макака», производили на Минском мотоциклетно-велосипедном заводе. За основу взят немецкий мотоцикл DKW RT125.
- «Урал» — советский (капиталистический) тяжёлый мотоцикл, выпускаемый на Ирбитском мотоциклетном заводе (Свердловская область, г. Ирбит). «Урал» является копией немецкого (капиталистического) мотоцикла BMW R71.
- Советский лодочный мотор «Вихрь» - копия немецкого мотора «Koening». Социалистическая система не смогла наладить выпуск лодочных моторов!
ВЛАДИМИР КВП
Немцы не смогли скопировать Т-34, но концепцию наклонных броневых листов, использовали при создании пантеры. Америкашки стырили у немцев Fi-103 (фау-1) и попытались создать копию JB 2 Loon. Но удачной копии не получилось, были проблемы и со стартом и ещё большие с точностью. После угона Миг-25 в японию, америкашки использовали компоновку планера для создания F-15. Продолжать можно до бесконечности. Все друг у друга тырили создавали копии или аналоги, с использованием стыренных идей. И ты заманал уже тут всё советское обосревать а иносранцам отсасывать и подмахивать. Или ты шлюха на обеспечении?)))
Сергей Ремнёв
Ну, вообще-то это общемировая тенденция: красть и у друзей, и у врагов их лучшие изобретения и наработки да и внедрять их у себя, зачастую выдавая за собственные находки! Взять ту же Японию: у них ведь нет практически ничего собственного! Но техническая разведка всегда работала на высшем уровне! Очевидно, что и в СССР в этом плане тоже не дремали!
Леша Бабий 
Тульский машиностроительный завод поддерживал высокий уровень производства
Тульский машиностроительный завод лишился государственной поддержки
т.е был всегда убыточный, несмотря на высокий уровень производства?
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства