Все про автомобили для мужчин

Свинцовый КрАЗ для Чернобыля

Кременчугский завод, основанный в 1945 году претерпел множество изменений за свою историю. Начинал завод с мостовых конструкций, позже перешел на производство сельскохозяйственной техники, а в 1959 году и вовсе стал производить тяжелые грузовики. Первым, из которых стал КрАЗ-222.

Можно сказать, что предприятие нашло свою нишу и полностью сосредоточилось на производстве грузовиков. Благодаря высококлассным инженерам, заводу удалось разработать линейку удачных автомобилей, зарекомендовавших себя с хорошей стороны на всей территории СССР.

Поэтому, когда в 1986 году в стране произошла техногенная катастрофа мирового масштаба, руководство страны обратилось за помощью к Кременчугскому автомобильному заводу (КрАЗ).

Перед ведущими конструкторами предприятия была поставлена необычайно сложная задача: «В кратчайшие сроки разработать автомобиль способный работать в зоне высокого радиационного фона». Главным конструктором автомобиля-ликвидатора был назначен Виктор Холявко.

Поскольку автомобиль предназначался для вывоза радиоактивных обломков четвертого энергоблока ЧАЭС, от него требовалась максимальная надежность и простота. По этим причинам за основу был взят проверенный КрАЗ-256Б1.

Остро встал вопрос о защите водителя. Обобщенной решение появилось сразу – поместить водителя в герметичную свинцовую капсулу. А вот над реализацией пришлось попотеть, так как одним из условий заказчика была маскировка грузовика под серийный.

Для этого попробовали поставить поверх свинцовой капсулы серийную кабину без пола, но столкнулись с проблемой при монтаже фильтровентиляционной установки. Установка ФВУА-100Н требовала серьезных доработок штатной кабины, а, следовательно, затягивало постройку грузовика. После долгих дискуссий маскировкой пожертвовали, ради скорейшей сборки автомобиля.

Капсулу изготавливали из слоеных панелей, наружные слои из 3 мм стали, а внутренний слой из свинца (30 мм на полу, 25 мм на боковых стенках и 12 мм на крыше). Свинец свозили со всех окрестных предприятий + 60 тонная партия свинца из Казахстана. Для остекления использовалось специальное стекло толщиной 75 мм. Из-за задержки поставок стекла первые 8 машин не имели боковых окон.

Вес кабины составил более 3 тонн (общий вес около 15 тонн) и неравномерно нагружал подвеску. Для этого пришлось усилить левый лонжерон, левую переднюю рессору и ввести в конструкцию автомобиля специальный подрамник. Большинство механических приводов машины были заменяны на пневматические и гидравлические, фильтрующая воздух установка работала от генератора, а при поломке могла работать от дополнительных аккумуляторов.

Первый автомобиль выехал из цеха 10 июля и обкатывался по местности. Виктор Холявко вспоминает: «Автомобиль КрАЗ-256-030 своим ходом выехал с завода. Мы никак не могли привыкнуть к тому, что кабина внутри небольшая, да и окно только одно – спереди. Обзор по сторонам – только по зеркалам. Зеркала ставили по 4 штуки на автомобиль (2 – для заднего обзора, 2 – для бокового), все они полусферические. Был непривычен сильный гул – это шумел воздух, нагнетаемый фильтровентиляционной установкой внутрь капсулы. Проехали по шоссе через село Песчаное (под Кременчугом) и в центре села, свернув с трассы, выехали на его западную окраину, где «чернобыльский» автомобиль вывели на кочковатый луг, заросший травой. Наши сомнения о проходимости автомобиля (хотя и без груза, но с утяжелённым «передком») рассеялись – автомобиль уверенно двигался по лугу, в низких местах которого сквозь траву проблескивала вода. Ездили с закрытой дверью капсулы, двигались и передним, и задним ходом, имитировали подъезд к экскаватору, в роли которого выступала одинокая верба. После одной-двух проб мы быстро освоились. Управление автомобилем не вызывало проблем даже при маневрировании задним ходом. Ориентировались только по зеркалам».

Всего было выпущено 18 самосвалов-ликвидаторов. Последний из которых был сдан всего через месяц после получения задания. Завод трудился в 3 смены, все рабочие понимали насколько это важная и ответственная работа.

Источник


Источник: Свинцовый КрАЗ для Чернобыля
Опубликовал:
Теги: история автомобиль грузовик Машина КРАЗ

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
История развала советского автогиганта КрАЗ
История развала советского автогиганта КрАЗ
11
Авто-Тема 14:40 23 июл 2021
За год до Чернобыля. Катастрофа в бухте Чажма
За год до Чернобыля. Катастрофа в бухте Чажма
13
Мужской журнал 10:00 19 сен 2021
КрАЗ продал первые грузовики за много лет — какие они
КрАЗ продал первые грузовики за много лет — какие они
2
Авто-Тема 18:40 10 сен 2021
Что производят сейчас на заводе «КрАЗ»
Что производят сейчас на заводе «КрАЗ»
0
Авто-Тема 12:31 21 июл 2021
Везде проедет КрАЗ по прозвищу «Лаптёжник»
Везде проедет КрАЗ по прозвищу «Лаптёжник»
1
Авто-Тема 10:08 01 апр 2019
Сын взял и переделал КрАЗ отца. Теперь его называют "Золотой дракон"
Сын взял и переделал КрАЗ отца. Теперь его называют "Золотой дракон"
10
Авто-Тема 16:58 02 янв 2019
Тюнинг рабочего грузовика КрАЗ-256
Тюнинг рабочего грузовика КрАЗ-256
14
Авто-Тема 11:26 12 ноя 2018
Наследие эпохи. В Германии на продажу выставили советский "деревянный" КрАЗ
Наследие эпохи. В Германии на продажу выставили советский "деревянный" КрАЗ
1
Авто-Тема 19:52 09 янв 2022
Как российский «Урал» импортозаместил украинский КрАЗ?
Как российский «Урал» импортозаместил украинский КрАЗ?
0
Авто-Тема 19:28 15 дек 2021
Украинские экспериментальные вездеходы КРАЗ 8Х8
Украинские экспериментальные вездеходы КРАЗ 8Х8
2
Авто-Тема 20:21 02 фев 2019
Почему КрАЗ-256 после 100 000 км не чинили, а сразу пускали на запчасти
Почему КрАЗ-256 после 100 000 км не чинили, а сразу пускали на запчасти
0
Авто-Тема 09:04 12 янв 2022
КрАЗ-214: надёжный грузовик, применявшийся в советских государственных структурах
КрАЗ-214: надёжный грузовик, применявшийся в советских государственных структурах
0
Авто-Тема 09:18 22 июн 2021

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства