Все про автомобили для мужчин
Техника, которая помогла ликвидировать страшную катастрофу Огромная поливальная машина УМП-1 на шасси БелАЗ по

Техника, которая помогла ликвидировать страшную катастрофу Чернобыля



Техника, которая помогла ликвидировать страшную катастрофу

Огромная поливальная машина УМП-1 на шасси БелАЗ помогала в дезактивации стандартным поливалкам и пожаркам, моющим фасады домов, улицы, деревья

Где-то на Украине на постаменте стоит обыкновенный для 80-х годов поливочный ЗИЛ-130. Но он заслужил почетное место!

И здесь не столь важно, что таких машин теперь почти нет. Этот ЗИЛ, как и прочие — такие обыденные в советской жизни машины: «пожарки» и «поливалки», «уазики» и санитарные «рафики», самосвалы и бетоносмесители, как и люди: пожарные и солдаты, строители и водители — первыми весной 1986-го начали работы по ликвидации последствий страшной аварии на Чернобыльской атомной электростанции.

Люди и техника прибывали в городок Припять из разных концов огромной страны. Чернобыль стал полигоном для испытаний и проверки множества машин.

Скажем, импортных промышленных роботов, радиоуправляемых бульдозеров. Несколько специальных моделей автомобилей сделали и советские автозаводы.

 

КАПСУЛА ЖИЗНИ

Старые любительские фото сохранили для нас изображения КамАЗов и военных БТРов с самодельными, наскоро прикрепленными к кабинам тонкими листами свинца. Специалистам было понятно: такой «защиты» от радиации недостаточно.

Так выглядела импровизированная защита обычных автомобилей от радиации

Главная опасность подстерегала, конечно, тех, кто вывозил радиоактивный мусор от разрушенного взрывом 4-го энергоблока АЭС. Заказ на создание специальных самосвалов на базе КрАЗ-256 пришел в Кременчуг 22 июня 1986 г. Предстояло сделать свинцовую капсулу для водителя и накрыть ее штатной кабиной для... маскировки! Смешно и грустно получилось. Помнится, радиостанция «Немецкая волна» сообщила об аварии уже 26 апреля.

Макетный образец защитной капсулы для водителя в стандартной кабине самосвала КрАЗ-256Б1

Тем не менее, конструкторы во главе с Виктором Холявко построили «маскировочный» макетный образец кабины. Такая конструкция оказалась нежизнеспособной. Хотя бы потому, что к кабине все равно надо было пристроить громоздкий агрегат фильтрации воздуха. Так родился вариант с одноместной кабиной.

Капсула для водителя представляла собой сэндвич из 3-миллиметровых стальных листов, между которыми проложили свинец. На полу его толщина достигала 30 мм, сбоку — 25 мм, на крыше — 12 мм. Внутри кабину обшили 8-миллиметровым пластиком. Для выполнения необычного заказа на Украину срочно отправили 60 тонн свинца из Казахстана.

Ранний защищенный КрАЗ-256Б1-030 без бокового стекла и с дополнительными зеркалами перед ветровым

Стекла кабины имели толщину 75 мм. К ветровому прикрепили штатное стекло со стеклоочистителем. Поначалу толстых стекол не хватало, поэтому первые восемь машин оснастили только передними, бокового не было. А для улучшения обзорности поставили два дополнительных зеркала.

Перед ветровым стеклом толщиной 75 мм закрепили штатное со стеклоочистителем

Вся эта конструкция весила около 3 тонн! Пришлось дорабатывать ходовую часть автомобиля. У КрАЗа-256Б1-030, в частности, усилили левый лонжерон рамы и левую рессору. Левую шину предписывали качать до 7,5 кгс/см, правую — до 6,5. Насос гидроусилителя руля отрегулировали на большее давление, чтобы водителю было полегче управлять такой махиной. В раздаточной коробке зафиксировали пониженную передачу, из кабины убрали рычаг управления раздаткой. Не было в машине и отопителя. Зато появилась мощная установка для фильтрации воздуха. А чтобы обеспечить ее работу даже при выключенном двигателе, в КрАЗ поставили четыре аккумулятора.

КрАЗ-256Б1-030 с боковым стеклом кабины за работой

Первый самосвал после коротких испытаний в окрестностях Кременчуга 10 июля отправили в Чернобыль. За неделю собрали еще семь машин, а последние из восемнадцати защищенных автомобилей отгрузили уже 27 июля 1986-го. Свою задачу кременчугские «капсулы» выполнили.

«ТАДЖИКИСТАН — 3205»

Еще одна страница истории «чернобыльских» автомобилей — автобусы, на которых возили людей в зоне заражения.

Большой ЛАЗ-692 сделали из ЛАЗ-695Н. Защита его была, конечно, ниже, чем у самосвала, ведь автобусы не работали в зараженной зоне часами. Большинство окон заделали свинцом, наглухо закрыли люки в крыше, огородили заднюю площадку машины возле двигателя. Конечно же, поставили мощное устройство фильтрации воздуха.

ЛАЗ-692 с радиационной защитой, построенный на базе ЛАЗ-695Н

Автобусы поменьше имели не очень известную даже в СССР марку «Таджикистан». Их делал завод, расположенный в городе Чкаловске, известном некоторым как Ленинабад-40. Это предприятие, сформированное некогда из авторемонтного завода при горнообогатительном комбинате, подчинялось Минатому. Вероятно, поэтому ему и поручили выполнить необычный заказ.

«Таджикистан-3205», базировавшийся на узлах ЗИЛ-130, доработали примерно также, как ЛАЗ. Сведений о количестве собранных в Чкаловске защищенных автобусов нет.

«Таджикистан-3205», созданный Чкаловским заводом в Таджикистане

Ни одна из упомянутых здесь машин не сохранилась — свои дни они закончили в могильниках. Как, впрочем, и целая армия гражданских автомобилей — тех самых обычных «пожарок», поливалок, автобусов, а также военной и прочей техники, включая вертолеты. Всего этого железа еще немало в районе, где три десятилетия назад произошла страшная авария.

Могильники зараженной техники в зоне отчуждения

Источник


Источник: Техника, которая помогла ликвидировать страшную катастрофу Чернобыля
Опубликовал:
Теги: фото зил история авария модель

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Самые страшные смерти, которые подготовила нам природа
Самые страшные смерти, которые подготовила нам природа
19
Мужской журнал 08:01 08 май 2018
Чернобыль: странные вещи, которые происходят в зоне отчуждения
Чернобыль: странные вещи, которые происходят в зоне отчуждения
9
Мужской журнал 05:01 26 июн 2018
Правила ухода за пластиковыми окнами Правила ухода за пластиковыми окнами
Происшедшая на Земле ядерная катастрофа — не гипотеза
Происшедшая на Земле ядерная катастрофа — не гипотеза
80
Мужской журнал 05:02 10 июн 2018
Глобальная катастрофа в результате которой появилось человечество. Когда она произошла?
Глобальная катастрофа в результате которой появилось человечество. Когда она произошла?
17
Мужской журнал 05:01 26 янв 2019
Следы древних машин. Древняя тяжелая техника. Загадки истории и новые гипотезы
Следы древних машин. Древняя тяжелая техника. Загадки истории и новые гипотезы
4
Мужской журнал 11:00 05 июн 2019
Самая секретная техногенная катастрофа СССР
Самая секретная техногенная катастрофа СССР
24
Мужской журнал 09:00 17 апр 2019
В Сирии ликвидировали Белую вдову
В Сирии ликвидировали Белую вдову
0
Ваши новости 15:01 16 окт 2017
Остатки величия: 10 заброшенных советских секретных объектов и уникальной техники
Остатки величия: 10 заброшенных советских секретных объектов и уникальной техники
48
Мужской журнал 10:02 10 окт 2018
Интересная техника на архивных фотографиях из СССР
Интересная техника на архивных фотографиях из СССР
8
Авто-Тема 10:58 17 авг 2018
Смерть по дороге на курорт. Самая страшная катастрофа в СССР — взрыв трубопровода
Смерть по дороге на курорт. Самая страшная катастрофа в СССР — взрыв трубопровода
7
Мужской журнал 13:33 03 июн 2018
Самые страшные атаки акул, снятые на видео
Самые страшные атаки акул, снятые на видео
7
Мужской журнал 10:01 26 май 2018
Медведев заявил, что в экономике России «все в порядке». Ему это «очевидно».
Медведев заявил, что в экономике России «все в порядке». Ему это «очевидно».
0
Ваши новости 04:01 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства