Этот автобус был построен в 1951 году, и отработал на рейсовых маршрутах ровно 40 лет. В 1991 году он еще работал на одном из маршрутов Глуховского района Сумской области, связывавшем райцентр с селом Полошки.
Основная масса ЗИС-155 была снята с маршрутов еще в середине 1960-х. Тесные, гремящие уставшим кузовом и дымящие уставшим мотором, видавшие виды машины, под конец их службы в народе прозвали «тарантасами», пассажиры предпочитали им новые, на тот момент, ЛАЗы.
На протяжении еще десяти лет ЗИС-155 кое-где встречались в качестве служебного транспорта, на предприятиях, но, в конце концов, и оттуда были вытеснены более современными «Пазиками» и «Лазами».
К середине 70-х встретить этот автобус можно было в призрачном состоянии на задворках автобаз, либо в виде бытовок на приусадебных участках и возле дворов тех, кому удалось купить никому не нужную груду металла, пока она не пошла в переплавку.
Забавно, но большинство уцелевших до наших дней этих машин, энтузиасты находили как раз в таком виде, давно вросших в землю колёсами «сараев», выкупали у домовладельцев, и давали машинам новую жизнь музейных экспонатов.
История ЗИС-155 из Сумской области во многом уникальна. Отработав до самого конца существования страны, в которой он был создан, автобус не отправился на задворки. По некоторым данным, он продолжал работать в качестве служебного транспорта до 2007 года, став тем самым абсолютным рекордсменом среди всех ЗИС-155, да и среди большинства всех советских автобусов вообще, проработав 56 лет.
Имеется фото, датированное 2009 годом. В то время машина уже не работала, просто стояла, и что важно, находилась в комплектном состоянии.
Сохранились даже указатели поворота и фонари цветовой сигнализации маршрута на крыше. Подфарники от «Победы» на ЗИС-155 штатно никогда не устанавливались, это уже чья-то персональная инициатива была. Задние фонари тоже далеки от оригинала.
Впоследствии, автобус был приведен в более презентабельный вид, и занял место на постаменте, в Глухове, у агротехнического колледжа имени Ковпака, о чем свидетельствуют фото 2011 года, где и находится поныне, судя по снимкам 2018 года.
Лично моё мнение в отношении конкретно этой машины – правильнее было бы передать её реставраторам для полного восстановления и дальнейшего участия в ретровыставках, или, хотя бы, установить над ней навес.
В любом случае, огромный респект людям, сохранившим этого механического долгожителя для истории.
Комментарии (0)