Все про автомобили для мужчин

Первый советский послевоенный автобус. ЗИС-154 с электромеханической трансмиссией

Автобусный парк советских городов до самого конца 1930 – х годов состоял из машин капотной компоновки, базой которым служило шасси грузовиков. Деревянный каркас ставили на раму грузовика, обшивали металлическим листом, обустраивали салон, получался автобус.

В принципе, в начале прошлого века такое решение было преобладающим в Европе, о вагонной компоновке для автобусов задумались уже после Второй мировой.

Для решения проблемы пассажирских перевозок, актуальной для крупных городов, в СССР в середине 1940-х приступили к разработке новой концепции пассажирского транспорта. Согласно тогдашних задумок, должны были появиться городской автобус, троллейбус и трамвайный вагон, максимально, по возможности, унифицированные между собой, с как можно большей вместительностью пассажиров.

Именно таким и стал ЗИС-154

Его разработка началась, если я не ошибаюсь, еще в 1944 году, а серийное производство стартовало с 1946-го. Автобус воплотил в себе ряд принципиально новых решений, ранее не применявшихся в советском городском транспорте.

Прежде всего, это была вагонная компоновка машины. Кузов был цельнометаллическим, несущего типа. Наружная обшивка была из дюралюминия. По мировым меркам это было самым передовым решением.

ЗИС-154 содержал в себе много и технических новинок. Он оснащался дизельным двигателем ЯАЗ-204Д, мощностью 112 л.с.

Это был двухтактный четырёхцилиндровый агрегат с механическим роторным нагнетателем продувки цилиндров

Двигатель имел много общего с американским агрегатом GMC 4-71, появившимся в 1938 году, если не ошибаюсь.

Вот он, этот мотор

Раз уж зашла речь о сходствах, то нельзя пройти мимо вот этого автобуса

Это американский GMC TDH-4509. Сходств, как видим, более чем достаточно, вплоть до углового наклона правой половины ветрового стекла в правом углу. Кстати, я так и не понял, зачем это сделано.

Конкретно этот зелененький работал на автобусных линиях города Холиок в Массачусетсе, автобус 1949 года выпуска.

Американские GMC TDH комплектовались гидромеханической коробкой передач, а вот на ЗИС-154 была электромеханическая трансмиссия. Она была проще, чем ГМП, проста в эксплуатации, но всё равно оставалась сложной для персонала автобусных парков, обслуживавших эти машины.

Были и конструктивные недоработки, в особенности слабое место – синхронизация двигателя с генератором, из-за чего автобус «тупил» при разгоне. По сути, в современном понимании это был гибридный привод, мотор крутил генератор, вырабатывавший электроэнергию для электромотора, связанного с главной передачей заднего моста.

Сам дизель ЯАЗ-204 в то время был далёк от совершенства, на последних партиях вместо дизелей даже стали ставить бензиновые моторы от лимузина ЗИС-110, которые не прижились на автобусе, а затем и модернизированный двигатель ЯАЗ-206.

До наших дней сохранилось несколько уцелевших образцов ЗИС-154, и некоторые воспоминания, как пассажиров, так и автобусников. Пассажирам после тесных ЗИС-8 и ЗИС-16 этот автобус нравился. Более просторный салон, широкие двери. Из минусов – громкий на разгонах двигатель.

Водителям машина тоже нравилась, впервые на отечественных машинах им не надо было постоянно орудовать «кочергой» коробки передач, а вот для слесарей она была сложной.

Недостатки всё же перевесили достоинства, и ЗИС-154 сняли с производства спустя 4 года, в 1950-м. Всего успели собрать, по имеющимся данным, 1165 экземпляров. В 1949 году появился более простой ЗИС-155, отдельные экземпляры которого проработали до 2008 года.

Что хочется сказать в завершении. Наверняка найдутся критики, которые скажут – вот, полностью всё «содрали» у американцев, но даже скопировать нормально не смогли. Что тут сказать, критики всегда найдут к чему придраться, но, на мой взгляд, наши разработчики справились с поставленной задачей, в условиях очень сжатых сроков и очень ограниченного ресурса в разорённой войной стране. Честь им и хвала за это, ну а критики, а критики пусть сегодня, имея даже 3D принтеры, еще 20 лет назад казавшиеся фантастикой, создадут хотя бы что-то подобное.

Хотя бы в качестве уменьшенной, но полностью функционирующей копии.

Поделитесь с друзьями Поделиться на Facebook Отправить в Twitter Рассказать Вконтакте Поделиться с друзьями Создать демотиватор Добавить надпись на фото

 

источник


Источник: Первый советский послевоенный автобус. ЗИС-154 с электромеханической трансмиссией
Опубликовал:
Теги: автобус 4 ЗИС водитель

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
ЗиС-154 — первый послевоенный автобус
ЗиС-154 — первый послевоенный автобус
0
Авто-Тема 19:46 14 сен 2021
ЗИС-154 — советский автобус с гибридной силовой установкой
ЗИС-154 — советский автобус с гибридной силовой установкой
0
Авто-Тема 20:48 04 мар 2021
Советский гибридный автобус: заглянули в его родословную
Советский гибридный автобус: заглянули в его родословную
0
Авто-Тема 09:52 23 мар 2021
ЗИС-155. Автобус – рекордсмен из Сумской области
ЗИС-155. Автобус – рекордсмен из Сумской области
0
Авто-Тема 20:32 22 янв 2019
В Челябинске разработали новый современный трактор с электромеханической трансмиссией
В Челябинске разработали новый современный трактор с электромеханической трансмиссией
0
Авто-Тема 15:05 29 июн 2021
ЗИС-8 — каким был автобус довоенной Москвы
ЗИС-8 — каким был автобус довоенной Москвы
0
Авто-Тема 05:44 15 окт 2021
ЗИС-110Б - первый парадный автомобиль
ЗИС-110Б - первый парадный автомобиль
0
Авто-Тема 11:20 27 янв 2019
ЗИС-155: В 60 лет - всё только начинается!
ЗИС-155: В 60 лет - всё только начинается!
0
Авто-Тема 15:25 01 ноя 2017
ЗИС-110 Иосифа Сталина: как наши скопировали американцев
ЗИС-110 Иосифа Сталина: как наши скопировали американцев
0
Авто-Тема 18:37 05 авг 2018
ЗИС-5 — советский трехтонный грузовик, построенный на основе американской конструкции
ЗИС-5 — советский трехтонный грузовик, построенный на основе американской конструкции
0
Авто-Тема 19:21 12 окт 2021
Затонувший ЗИС-5 нашли в Крыму
Затонувший ЗИС-5 нашли в Крыму
0
Авто-Тема 11:44 15 ноя 2021
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
4
Все о работе руками 10:20 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства