Все про автомобили для мужчин

ЗИС-155: В 60 лет - всё только начинается!

В минующем октябре коллекция Петербургского Музея Автобусов, создаваемая под крылом СПб ГУП "Пассажиравтотранс", пополнилась новым экспонатом — автобусом ЗИС-155 1957 года постройки. Находка в своём роде уникальная: мало того, что столь древний экземпляр в принципе дошёл до наших дней, так ещё и дошёл в ходовом и достаточно комплектном состоянии!

В далёкие пятидесятые-шестидесятые именно ЗИС-155 был основным автобусом советских городов, являвшим собой упрощённую версию автобуса ЗИС-154, не в меру опередившего своё время. Вместо дизельного двигателя и электрической трансмиссии (предтечи современных гибридов, между прочим!) ЗИС-155 обладал обычным бензиновым двигателем и механической коробкой передач. Служили такие машины дольше, а проблем в эксплуатации — доставляли куда меньше.

Классик и современники

Автобус, которому всего-то 60 лет, чудом сохранился на Ставрополье. Залогом долголетия стала его необычная профессия: когда-то давно он служил звукоусилительной станцией ЗС-1000.

Звукоусилительная станция — это такой автобус, обвешанный матюгальниками, который изредка выезжает на первомайские демонстрации и парады девятого мая. Пассажиров такие машины, естественно, не возят, и большую часть жизни просто стоят в гаражах.

В восьмидесятые на замену ЗИСу в Ставрополь поступил звукоусилительный ПАЗ-672: более современный, мощный и компактный. ЗИС же передали узлу связи в городе Светлограде, что в сотне километров от Ставрополя на север. В Светлограде, райцентре Петровского района, он продолжил работать в качестве звукоусилительного автобуса на городских мероприятиях, а после поступления замены и на местный узел связи — был переоборудован "чем есть" в пассажирский, и стал служебной развозкой Светлоградского ЭТУСа.

Ставрополь, у проходной СПАТП-1, 1997 год

В 1990 году бывшему радио-автобусу стукнуло уже 33 года: солидный, мало кем достижимый возраст. Уже тогда автобусы пятидесятых годов стали ископаемыми редкостями — при сроке службы в 10-15 лет, редкая птица проживала вдвое дольше; тем более что предприятия стабильно получали новую технику, а старая редко задерживалась в ходу.

Таким образом, в Светлограде ЗИС решили отставить от эксплуатации окончательно, но случилось чудо: шедший было под нож ЗИС-155 был выкуплен работавшим на нём водителем, Юрием Мальцевым из Ставрополя.

Ставрополь, у проходной СПАТП-1, 1997 год

Новый владелец пытался договориться с руководством ставропольского ПАТП-1, чтобы те оказали посильную помощь в восстановлении реликтового автобуса — однако понимания идея не нашла. Вести работы самостоятельно, без кола и двора — затея тем более нереальная. Так машина оказалась на садовом участке своего счастливого обладателя, но — судьбу сарая для барахла, как это бывает обыкновенно, она не разделила!

ЗИС прячется в зелени на садовом участке

27 лет (!) бывший водитель продолжал поддерживать автобус в исправном и ходовом состоянии, проводя все необходимые манипуляции по его обслуживанию — в меру сил и ресурсов, конечно же. Только его волей и стараниями уникальная машина сохранила боеспособность до наших дней!

ЗИС-155 на садовом участке в черте Ставрополя

Шли годы. Один в поле не воин — и поддержание машины на ходу оставалось единственным, что можно было дать ей в одиночку, располагая только садовым участком. Волей случая информацию о выжившем ЗИСе получил предводитель петербургского автобусного музея RetroBus. Миссию найти и добыть взял на себя приличнейший человек Павел Шило: ему удалось раздобыть контакты хозяина, и зайти в успешно завершившиеся переговоры — за что обоим упомянутым товарищам ура!, ура!, ура!

Перед операцией по эвакуации ЗИС даже выбрался с тесных улочек садоводства своим ходом, и на эвакуаторе отправился в новую жизнь — в Санкт-Петербург

Погрузка ЗИСа на эвакуатор Первого автобусного парка ''Пассажиравтотранса''

А через несколько дней в пути, без остановок, автобус прибыл в питерский автобусный парк №1 — основную базу музейного проекта "Пассажиравтотранса".

И вот — самый ответственный момент, который весь собравшийся в парке консилиум встречает с замиранием сердца: капризный старик запускается и делает первые робкие шаги по ленинградской земле!

Надпись на крыше бокса осталась с прошлогоднего юбилея, но символичности не утратила

Корму прежний владелец пытался сделать самостоятельно, но завершить не успел

Кабина по нынешним меркам — абсолютно аскетичная. Но после ''полуторок'' шофёры были рады и такому

По правую руку от водителя — бензиновый двигатель ЗИС-124 на 90 лошадиных сил

Цацки — таблички и эмблемы — хозяин благоразумно снял на время консервации

Салон был собран из элементов разных советских автобусов, и почти полностью утрачен. Зато многие детали, отсутствующие на фото, на самом деле приехали внутри

Покатушки по территории парка — для фотосессии

С нынешней гордостью парка — немецким Goppel Go4City19. Построен в единственном экземпляре, и почти случайно попал в Петербург, где и остался после испытаний

И, под занавес, ещё одно видео: новообретённый ЗИС в деле! В его случае, в 60 лет — всё только начинается!

ЗИС-155 стал уже третьим экспонатом петербургского автобусного музея, прибывшим со Ставрополья: до него край покинули ЛАЗ-42021 из Ставрополя и Альтерна-4216 из Невинномысска.

Перед парковкой в сухом и отапливаемом помещении. Скоро в реставрацию!

Источник


Источник: ЗИС-155: В 60 лет - всё только начинается!
Опубликовал:
Теги: фото видео возраст коллекция парковка Санкт-Петербург Ставрополь

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
ЗИС-155. Автобус – рекордсмен из Сумской области
ЗИС-155. Автобус – рекордсмен из Сумской области
0
Авто-Тема 20:32 22 янв 2019
ЗИС-155: когда временное решение проблемы становится постоянным
ЗИС-155: когда временное решение проблемы становится постоянным
0
Авто-Тема 22:38 14 дек 2021
Многоходовка Путина только начинается
Многоходовка Путина только начинается
0
Ваши новости 05:00 07 сен 2017
В Северной Корее начинается голод
В Северной Корее начинается голод
32
Ваши новости 12:46 12 апр 2021
Хинштейн: «Жертвой Рашкина стал не только лось» 
Хинштейн: «Жертвой Рашкина стал не только лось» 
38
Ваши новости 07:01 26 ноя 2021
Хижина в лесу. Легенда, которая оказалась правдой. Всё только начинается.
Хижина в лесу. Легенда, которая оказалась правдой. Всё только начинается.
0
Мужской журнал 06:00 21 апр 2021
Сатановский: В стране этой чего только в высших эшелонах власти ни оказалось.
Сатановский: В стране этой чего только в высших эшелонах власти ни оказалось.
8
Ваши новости 11:01 15 янв 2022
«Представляешь, пять этажей только порно!» 
«Представляешь, пять этажей только порно!» 
11
Мужской журнал 13:01 18 май 2018
10 малоизвестных «Запорожцев»: не только «горбатый»
10 малоизвестных «Запорожцев»: не только «горбатый»
7
Авто-Тема 14:53 03 фев 2022
ЗиС-154 — первый послевоенный автобус
ЗиС-154 — первый послевоенный автобус
0
Авто-Тема 19:46 14 сен 2021
Южные Курилы как принцип домино. Стоит только тронуть…
Южные Курилы как принцип домино. Стоит только тронуть…
14
Ваши новости 09:00 10 фев 2022
Подборка анекдотов, которые поднимут вам настроение
Подборка анекдотов, которые поднимут вам настроение
0
Мужской журнал 17:45 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства