История автомобильной промышленности в Советском Союзе имеет много достойных для представления экспонатов. Но чаще всего в данном ключе речь заходит об известных легковых или грузовых автомобилях. Но конструкторы и инженеры в СССР работали и над созданием не самой обычной техники, к которой можно отнести шнекороторный вездеход ЗиЛ-4904. Шнекоротор применяет принцип поступательного движения винта, поэтому вдоль всей оси проходит винтовая поверхность. Данная техника из-за своих особенностей даже получила прозвище "мясорубка".
Первый транспорт такого типа был разработан еще в 1868 году. В России патент на его использование получили в 1900 году. Тогда механизм использовали на санях. Интересно, что попытки применить его на транспорте, использовал и Генри Форд в 1920 годах. В Советском Союзе аналогичные попытки осуществляли на заводе имени Лихачева. Виталий Грачев управлял отделом, который специализировался на различных аппаратах с высокой проходимостью. Над основой конструкции, шнеком, работал А.П.Селезнев.
Идея создать транспорт такого типа появилась в тот момент, когда стало понятно, что не вся техника, оборудованная гусеницами и шинами, способна проходить на сложных участках. Именно тогда начали развивать проект необычного советского вездехода. Уже в 1972 году был показан первый и единственный в своем роде образец такого аппарата. Его должны были использовать во многих службах по всей
Шнеки изготавливали из сплава алюминия. Чаще всего внутри такие установки были полыми или же заполнялись полимером. И в первом, и во втором случае они выполняли одну роль - амфибии. В оснащении транспорта предлагалось 2 силовых агрегата, мощностью 180 л.с. каждый. Чтобы передавать крутящий момент, придумали трансмиссию, которая направляла усилия отдельно на каждый борт. Поворот можно было осуществлять при помощи рычага и тормоза. Интересно, что поворачиваться шнекоротор был способен в любом направлении.
Корпус изготавливали из металла. Конструкцию сделали таким образом, чтобы она получилась водонепроницаемой. Кабина из стеклопластика, длина всей машины составляла 8 метров. Из них 5 уходило на шнек. Что касается ширины и высоты, они составляли примерно 3 метра. Диаметр шнеков - 150 см, а клиренс - 110 см. Снаряженная масса техники - 7 тонн. Кроме того, аппарат мог перевозить груз, массой до 2.5 тонны. Максимальная скорость, как сообщали разработчики, составляла 7 - 16 км/час. Точный показатель зависел от типа поверхности.
Но что такого использовалось в этой разработке, чего нельзя было найти в колесных или гусеничных вездеходах? Шнеки в конструкции работали по принципу винта. Поэтому чем большее обеспечивалось зацепление с поверхностью, тем лучше техника ехала. Поэтому шнекоротор мог проехать даже там, где застревала техника с колесами низкого давления. Главный недостаток состоял в том, что транспорт нельзя использовать на асфальте и щебне. На такой поверхности шнеки в конструкции просто разбивались и дробили покрытие.
Еще одна особенность разработки - отсутствие подвески, слишком шумные моторы, не очень большая скорость и экологический вред для почвы. Все эти недостатки привели к тому, что руководство
После тестов модель начали использовать в качестве образца для других вездеходов и легких шнеков. До сих пор в некоторых странах ведутся разработки в области таких машин. Специалисты пытаются создать гибрид, который можно было бы использовать и на асфальте.
Итог. ЗиЛ-4904 - секретный проект вездехода в Советском Союзе, который имел необычную конструкцию. Это был шнекоротор, который мог передвигаться даже там, где сдавались гусеничные вездеходы.
Комментарии (0)