Несмотря на бытующее мнение, что в Советском Союзе создавались исключительно ненадежные грузовые автомобили, среди них встречались и по-настоящему уникальные модели, аналоги у которых отсутствуют до сих пор.
Ярким примером служит ЗиЛ-4972, характеризующийся отличной проходимостью и применением многочисленных нововведений технического характера.
История создания. Большая часть исследователей автомобильной промышленности советского периода придерживаются мнения, что появление идеи разработки вездехода
Первоначально
Министерство энергетики Советского Союза также продемонстрировало заинтересованность перспективной моделью, с необходимостью поставки первых машин уже в 1990 году. Спустя два года подобные авто потребовались и МЧС РФ. Сотрудникам завода пришлось «напрячься», результатом чего стал выход следующих версий:
- ЗиЛ-497200 – для перевозки пассажиров;
- ЗиЛ-497201 – с портальным краном;
- ЗиЛ-497202 – с краном-манипулятором (кабина однорядная, манипулятор располагался сразу за ней);
- ЗиЛ-497204 – манипулятор располагался над задней осью;
- ЗиЛ-497205 – грузопассажирская версия с наличием крана-манипулятора.
Причиной рождения такого количества модификаций стало наличие сразу нескольких заказчиков. Основным местом использования автомобиля предполагалось сделать Крайний Север, космодром Байконур и труднопроходимую местность при добыче нефти и геологических разработках.
Особенности конструкции. ЗиЛ-4972 напоминает другие подобные машины только внешностью. Она имела «гражданскую» конструкцию, а в качестве силовой установки применялся двигатель ЗиЛ-645, мощностью 185 л.с., работавший в паре с 9-скоростной механической КПП.
Для увеличения проходимости, вездеход трехосной конструкции имел все характерные для этого устройства – раздаточную коробку, бортовые и колесные редукторы и карданные передачи. Для повышения управляемости у машины было сразу два гидравлических усилителя руля и обе оси сделаны поворотными. При движении вездехода по мягкой поверхности, задние колеса двигались четко по следу передних, что увеличивало проходимость.
Добавочное оборудование.
Еще одной особенностью машины становилось наличие двух электросистем: 12/24В для обеспечения электричеством мотора и 24В для всех остальных потребителей. Питание каждой осуществлялось двумя отдельными АКБ.
Несмотря на всю практичность данного автомобиля, в серийное производство запустить его так и не удалось – последние версии вездехода появились в 1999 году.
Комментарии (0)