Тема смешивания бензина с разным октановым числом вызывает споры среди водителей уже много лет. Одна часть автомобилистов считает такой подход безопасным и регулярно прибегает к нему, а другая заявляет о рисках, вызванных химической несовместимостью присадок. На этот счёт возникло множество мифов, поэтому давайте разбираться, какая точка зрения наиболее верна.
Октановое число топлива характеризует его устойчивость к детонации, которая очень важна в бензиновом двигателе. Детонация – это несвоевременное воспламенение воздушно-топливной смеси, оказывающее разрушительное влияние на компоненты мотора. Она выражается в характерных стуках, исходящих от двигателя. Современные автомобили способны противодействовать детонации путём изменения работы системы зажигания, но и у них есть предел. Именно поэтому важно заливать топливо, октановое число которого не ниже рекомендуемого производителем. Этого уже будет достаточно, чтобы обеспечить нормальную работу двигателя.
Однако многие водители специально заливают бензин с октановым числом выше рекомендуемого или регулярно смешивают 92 и 95, если производителем разрешено "не ниже 92". Как правило, это объясняют недоверием к качеству топлива, продаваемого на наших АЗС. Широко распространено мнение, что его октановое число может быть ниже заявленного, поэтому "запас" будет полезным. Более дорогое топливо также могут заливать для небольшого увеличения мощности двигателя, которое практически невозможно почувствовать на практике.
С другой стороны, далеко не все водители разделяют подход со смешиванием разных марок топлива. Нередко можно услышать, что бензин "расслоится" в баке или даже вступит в нежелательную химическую реакцию. Теоретически такие последствия могут возникнуть, но октановое число не будет играть в них ключевой роли.
Замеры показывают, что при смешивании бензина с разным октановым числом его итоговое значение примерно равно среднему арифметическому. Например, если залить 20 литров АИ-92 и 20 литров АИ-95, то в результате получится 40 литров топлива с октановым числом, равным 93,5 единицы. Этот расчёт несколько упрощён, так как фактическая зависимость не всегда линейна, но значительных отклонений на практике не будет.
Негативная химическая реакция, связанная с контактом разных присадок, теоретически возможна. Но она не будет вызвана разницей октановых чисел, так как в качественных АИ-92 и АИ-95 используют схожие добавки в разной концентрации. Например, ферроцен (металлическое соединение) может вступить в реакцию с эфиром, в результате чего выпадет осадок в виде железа. Однако ферроцен запрещён в качестве присадки для автомобильного бензина, поэтому он может попасть в бак только с "нелегальным" топливом, произведённым кустарным способом.
Расслоение бензина тоже реально, но в очень специфических условиях. Такое возможно, если смешать топливо с добавлением этанола (распространено в Европе) с обычным, как у нас. При высокой влажности и температуре около 10 ºC за несколько часов может отслоиться водно-этанольная смесь, которая осядет на дне бака. Но и здесь прямой зависимости с октановым числом топлива нет – плотности обычных АИ-92 и АИ-95 практически идентичны, поэтому они мгновенно становятся одним целым.
Получаем, что в подавляющем большинстве случаев смешивание бензина с разным октановым числом не приводит к каким-либо негативным последствиям. Бак наполнится топливом, характеристики которого представляют среднее арифметическое от параметров двух видов горючего. В некоторых ситуациях это может быть полезным: например, если автомобиль несколько месяцев стоял без движения на открытом воздухе летом. За это время из топлива могла испариться часть присадок, из-за чего его октановое число стало ниже. Залив "свежий" АИ-95 или АИ-100, можно компенсировать это изменение. Главное – заправляться на АЗС, где продают качественный бензин.
Комментарии (0)