
В Советском Союзе двигатели никогда не отличались высокой мощностью. Промышленность была развита слабо, разработать многолитровые моторы не удавалось. Когда в начале тридцатых годов решили создать первый большой грузовик, вновь выяснилось, что для него нет ни одного подходящего двигателя. Проблему нужно было решать и как можно скорее.
Первый автомобиль с двумя моторами создавали на заводе НАТИ, он славился производством качественных конструкций. Собрать первый грузовик ЯГ-НАТИ-2М смогли в 1933 году. Тогда у него было два параллельно расположенных двигателя от ЗИС-5. Вместе они наделяли транспорт мощностью в 146 лошадиных сил.
Собрать мотор смогли из разных частей грузовика ЯГ-10 и ЗИС-3. Для каждого двигателя была установлена собственная коробка передач. Агрегаты были близко расположены друг к другу, но, несмотря на это, механической связи между ними не было.
Скорости в коробке передач переключались одновременно. Управление осуществлялось одной рукояткой. В 1934 году грузовик проходил испытания, к сожалению, результаты были не такими как ожидалось, причина – неравномерная загруженность. Сразу несколько параметров нужно было доработать. Требовалось изменить платформу, кабину, капот и даже мосты. В связи с этим приняли решение не начинать серийное производство.
Во время Великой Отечественной Войны пригодился тот опыт, что был накоплен при создании ЯГ-2М. Лучшие конструкторы Московского автомобильного завода имени Сталина начали создавать двухмоторную технику. Уже весной 1943 года появились экспериментальные тягачи ЗИС-АТ-8, оснащенные двумя моторами, и ЗИС-16.
В 1944 году было принято решение отправить полугусеничные грузовики на испытания в Подмосковье. ЗИС-АТ-8 мог какое-то время буксировать установки с массой в 13 тонн. По шоссе разогнался всего до 25 километров в час, а вот масса буксировки была больше – 20 тонн.
Полученные результаты были удовлетворительными. Но все же один недостаток у двухмоторных автомобилей был – двигатели работали не согласованно и с этой проблемой так и не удалось справиться. Стоимость грузовиков была не маленькой, но надежность, особенно в фронтовых условиях, вызывала массу вопросов.
Производством двухмоторных машин занимались многие страны. Так, например, в США появился грузовик Spangler с двумя моторами V8. К сожалению, грузовик выглядел громоздко и не внушал ни капли доверия, поэтому говорить о его коммерческих перспективах не пришлось.
Многим известный «Утенок» стал куда успешнее. Автомобиль мало чем напоминал внедорожник. Передний привод, слабый двигатель, дополнительный мотор расположен в багажнике. Автомобиль смог продемонстрировать свои лучшие стороны, поэтому было выпущено порядка 700 таких моделей.
показал всем, что двухмоторные машины могут иметь право на существование, нужно всего лишь обратить внимание на их конструктивные особенности и доработать слабые места.

Комментарии (0)