Транспортные средства с двигателями на водородном топливе всегда привлекали внимание конструкторов, особенно отечественных. Многие не знают, но во времена СССР было создано достаточно подобных проектов. Каждый из них отличался уникальностью, но всех их объединяло то, что инженеры-конструкторы пытались представить новый тип транспорта. История показывает, что к разработке таких автомобилей приступали, когда назревал или наступал топливный кризис.
Яркий пример разработок, которые велись с данном направлении - опытные РАФ-2203, работающие на водородном топливе. Как известно, на базе НАМИ всегда создавались самые интересные проекты транспортных средств. Именно здесь в 1976 году спроектировали и разработали новый транспорт. Чтобы не работать с нуля, решили взять в качестве базы модель РАФ-22034. Здесь была заложена установка, которая функционировала исключительно на водороде.
В НАМИ сразу после создания приступили к проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Вместе с этим создали систему питания мотора - она позволяла функционирование на бензине и водороде. Принцип работы был достаточно простым - с повышением нагрузки увеличивался объем бензина. В режиме максимальной нагрузки силовой агрегат функционировал исключительно на стандартном топливе.
Разработанный проект ожидал целый цикл испытаний - на стендах и в лабораториях. Руководителем его числился Е.В.Шатров. Что касается двигателей, работавших на водороде, ими занимался В.М Кузнецов.
Все это время работы велись беспрерывно, а уже в 1979 году были запущены лабораторно-дорожные испытания и опытная эксплуатация в реальных условиях. Автомобиль модели РАФ-22031 прошел испытания, в ходе которых были сделаны первые выводы об успехе проекта. В сравнении с работой мотора только на бензине, расход удалось сократить в 2.6 раза. Вместе с этим специалисты отметили улучшение топливной экономичности почти на 30%. Выбросы сокращались в 23 раза. За цикл средняя концентрация водорода достигала 14.6%.
Активная позиция разработчиков привела к тому, что несколько экземпляров водородного транспорта даже задействовали в XXII Олимпийских летних играх в Москве, которые проходили в 1980 году. Немного позже специалисты начали испытывать металлогидридную систему хранения водорода - этим занимались в Отделе двигателей НАМИ.
В 1982 году НПО “Квант” в сотрудничестве с автопроизводителем РАФ приступил к созданию экспериментального водородного микроавтобуса, который получил обозначение “Квант-РАФ”. Он отличался энергоустановкой комбинированного типа. В основе была водородо-воздушная ТЭ на 2 кВт и никель-цинковая АКБ на 5 кВт-ч. Построенный прототип представили на выставке “Электро-82”. В этом же году микроавтобус, который получил в оснащение электрохимические генераторы и электрический привод, был показан заместителю министра автопрома Е.А.Башинджагяну. Сразу после демонстрации планировалось начать сотрудничество с другими предприятиями для развития проекта. Однако до построенных планов дело так и не дошло. Всего через 2 года после этого Г.С. Лидоренко ушел с поста руководителя предприятия. Поэтому проект “Квант-РАФ, как и другие водородные автомобили НАМИ, был позабыт навсегда.
Итог. Квант-РАФ - проект водородного автомобиля, который был построен специалистами в 1980 годах. Несмотря на то, что он успешно прошел все испытания, его так и не направили в серийное производство.
Комментарии (0)