Покупая машину с автоматической коробкой передач, многие водители начинают интересоваться, как правильно пользоваться такой трансмиссией, чтобы продлить срок ее службы. На самом деле есть несколько базовых правил и рекомендаций по эксплуатации АКПП, которые позволят сохранить ее в работоспособном состоянии как можно дольше.
1. Своевременная замена масла в коробке
Залив нового масла в «автомат»/ Фото: auto-persona.kz
Незаменимым элементом для исправной работы гидромеханической КПП является качественное масло. Трансмиссионная жидкость отвечает за передачу крутящего момента с вала силового агрегата и является такой же важной «деталью» автоматической коробки передач, как масло в двигателе.
В процессе эксплуатации авто начальные свойства масла теряются, поэтому для их возвращения нужно выполнить замену. В данном случае есть два варианта действий:
- частичная замена;
- полная замена.
Во втором случае необходимо полностью слить старый состав, промыть узел и залить новую трансмиссионную жидкость. Это сопровождается большими затратами времени и усилий, а также требует больше масла. Еще иногда появляется необходимость демонтировать поддон коробки и воспользоваться специальным оборудованием.
В случае частичной замены нужно слить лишь часть масла, а недостающий объем заменить новой жидкостью. Это возвращает базовые свойства состава и позволяет продолжить безопасную эксплуатацию АКПП.
Интервалы замены технических жидкостей в коробке определяются интенсивностью и условиями использования транспортного средства. Поэтому слепо верить официальным рекомендациям производителя не стоит. Лучше проконсультироваться со специалистами и регулярно посещать СТО для диагностики коробки передач.
2. Правильный прогрев коробки «автомат»
Прогревать автомобиль с АКПП нужно обязательно/ Фото: avtomotiv.ru
Следующий совет, от которого зависит срок службы АКПП – это прогрев коробки перед использованием. Это обязательное условие в зимний период при отрицательной температуре. Показатель вязкости масла в трансмиссии при заведенном двигателе составляет 6-9 сантистоксов (сСт). Если на улице сильный мороз, вязкость возрастает, достигая 20-30 сСт.
По мере повышения этого показателя протекание масла через калиброванные отверстия ухудшается, поэтому его смазывающие свойства тоже становятся ниже.
Чтобы исключить неизбежный ущерб для коробки, важно правильно прогревать его. Это делается только после стабилизации оборотов на нейтральной передаче, после чего нужно переходить на первую скорость и двигаться очень медленно. Далее можно перейти на вторую скорость, сбросив газ, и продолжить прогрев.
Рекомендуется преодолеть 3-4 км, чтобы жидкость ATF окончательно прогрелась. В таком случае она будет нормально протекать через жиклеры и сможет обеспечить достаточное смазывание трущихся деталей и механизмов.
При этом прогревать коробку способом включения скорости D при выжатой педали тормоза, когда автомобиль стоит на месте, не рекомендуется. Охлажденный антифриз будет охлаждать трансмиссионное масло (если радиаторы совмещены). А на сам прогрев уйдет очень много времени. Также в жилой зоне запрещается эксплуатация силового агрегата на холостом ходу.
3. Контроль состояния и уровня масла в коробке
Контроль уровня масла позволит предотвратить утечку жидкости/ Фото: takayamaoil.ru
Кроме состояния масла, автовладельцу нужно также следить за его уровнем. Зачастую жидкость просачивается сквозь сальники и прокладки, поэтому в один момент может появиться дефицит. В большинстве случаев утечки происходят во время движения машины, поэтому визуально выявить процесс проблематично.
В случае нехватки масла работа коробки передач может оказаться под угрозой, а производительность узла существенно снизится. Еще это приведет к ускоренному износу трущихся деталей или их рабочих поверхностей. Своевременная и регулярная проверка состояния жидкости исключит подобные неприятности.
Проверять состояние и уровень трансмиссионной жидкости нужно раз в месяц, причем можно самому, а можно на специализированных СТО. В случае самостоятельной диагностики учитывайте, что АКПП должна находиться в остывшем состоянии. В противном случае можно получить серьезные ожоги или травмы.
4. Коды ошибок
Коды ошибок на приборной панели нельзя игнорировать/ Фото: drive2.ru
Если на приборном щитке появится какая-либо ошибка, связанная с АКПП, ни в коем случае нельзя игнорировать ее или пытаться сбросить, обесточив бортовую сеть. Что касается некритичных ошибок, а также тех кодов, которые требуют подтверждения, то их можно убрать путем выключения зажигания на пару секунд.
Водителю нужно определить, что кроется под конкретным кодом и как это исправить. Иногда это указывает на мелкую проблему, но со временем она может обернуться серьезными неполадками. Поэтому при появлении кода ошибки следует обратиться в автомобильный сервис и устранить неисправность.
Еще важно обращать внимание на неполадки «смежных» к коробке передач систем. Например, нарушения в ABS часто провоцируют сбои в коробке. Поэтому диагностика одной коробки не всегда позволяет выявить все дефекты. Нужен комплексный подход.
5. Запуск машины с паузы
Запуск автомобиля с ключа зажигания/ Фото: spbautokey.ru
Запускать двигатель автомобиля нужна с небольшой паузы. То есть, после поворота ключа нужно подождать 2-3 секунды, чтобы бортовая сеть и все оборудование нормально загрузилось и вышло на рабочий режим. К слову, такой запуск реализован на программном уровне в автомобилях марки Audi. А все переключения селектора передач нужно выполнять при сбрасывании скорости.
В обязательном порядке следует ознакомиться с инструкцией завода-производителя конкретной марки авто, где отображается интервал переключений. Нельзя придерживаться только универсальных рекомендаций и правил, поскольку в каждой модели АКПП есть свое передаточное число, допустимые обороты и прочие уникальные особенности.
6. Правильная эксплуатация АКПП в пробках
Автомобили, идущие в потоке/ Фото: dp.ru
Некоторые автоэксперты рекомендуют переключаться в ручной или спортивный режим АКПП, находясь в пробке. Этот совет больше подходит для владельцев авто с «роботом». В условиях пробок роботы часто переключаются с первой скорости на вторую, а затем возвращаются на первую. Все это провоцирует усиленный нагрев рабочих узлов.
Если перейти на режим «Спорт», такие процессы будут происходить реже. В ручном формате водитель сможет сам активировать интересующую передачу, поэтому лучше оставаться на первой скорости, пока машина не разгонится хотя бы до 20 км/ч.
7. Никакого агрессивного стиля вождения
При управлении машиной с АКПП лучше не задействовать агрессивный стиль вождения/ Фото: remiz.mk.ua
Немаловажно придерживаться умеренного стиля вождения, не допуская частого повышения оборотов и резких рывков. Автоматические коробки очень не любят таких нагрузок и ускоренно изнашиваются при несоблюдении данного правила. Чтобы продлить срок их службы, нужно стараться ездить плавно и не допускать резких торможений или стартов.
Если речь идет о легковой машине, а не полноценном внедорожнике, следует отказаться от передвижения по пересеченной местности, рыхлому снегу, грязи и бездорожью. В таких местах колеса начинают буксовать, что приводит к перегреву коробки. Соответственно, важные детали и механизмы трансмиссии оказываются под угрозой быстрого износа.
Если машина все-таки застряла, лучше позвать кого-то на помощь и извлечь ее с помощью троса для буксировки. В таком случае показатели нагрузок существенно снизятся.
Комментарии (1)