Рано или поздно с инспектором ГАИ сталкивается любой, даже предельно осторожный и законопослушный автомобилист. При этом нельзя отрицать, что время от времени граждане встречают откровенно недобросовестных сотрудников правоохранительной системы. Что движет такими инспекторами – в действительности вопрос третьестепенной важности. Куда важнее помнить о том, что нужно сделать для защиты себя любимого от несправедливых обвинений или ошибочных суждений полицейского.
1. Спросить служебное удостоверение
Представьтесь, пожалуйста. /Фото: karel.mk.ru.
Разговор с инспектором ГАИ лучше всего начинать с удостоверения его личности и полномочий. В соответствии с пунктом 52 приказа №264 сотрудник правоохранительных органов после остановки транспортного средства обязан представиться, назвав гражданину звание, фамилию и должность. Кроме того, полицейский обязан предъявить служебное удостоверение. Соответственно, если полицейский отказывается сделать это или настойчиво пытается ограничиться демонстрацией нагрудного знака, он нарушает установленную законом процедуру. В этом случае гражданин имеет полное право зафиксировать данные нарушителя в погонах и подать на него жалобу.
2. Спросить о деталях правонарушения
Каковы обстоятельства? /Фото: auto.mail.ru.
Если инспектор указывает на совершение гражданином какого-либо правонарушения, человек в соответствии с частью 3 статьи 28.2 КоАП имеет право знать детали произошедшего. Так, при составлении административного протокола инспектор обязан разъяснить простыми словами ваши права и обязанности. При этом факт разъяснения вовсе не является какой-то формальной процедурой и в обязательном порядке должен быть отмечен в составленном протоколе. Если на требование гражданина разъяснить ситуацию с нарушением инспектор начинает давать откровенно странные уклончивые ответы – это повод заподозрить стража порядка в недобросовестности. Кроме того, гражданин вправе узнать какой именно пункт закона по мнению полицейского он нарушил. Если и здесь из уст инспектора начинают звучать уклончивые ответы – это отличный повод записать ваш дальнейший разговор на видео или диктофон, а после подать жалобу в ГАИ и обратиться в суд.
3. Спросить о показаниях технических средств регистрации нарушений

Что по поводу техники? /Фото: rg.ru.
Соответствующий вопрос к инспектору актуален в том случае, когда вменяемое гражданину ввиду нарушение регистрируется при помощи специального оборудования. Как несложно догадаться, речь главным образом идёт о трёх ситуациях: нарушении скоростного режима, управлении транспортом в состоянии алкогольного опьянения и использование тонировки на стёклах авто. Важно помнить, что закон вовсе не обязывает вас верить инспектору на слово. Если полицейский ссылается в показания технических средств, то в соответствии с частью 2 статьи 26.8 КоАП он обязан продемонстрировать соответствующие показания на устройстве, если того потребует автомобилист. Заявления инспектора в духе «вы быстро ехали», «у вас что-то не так с глазами», «ваши стёкла темноваты» и т.п – это не аргумент, а ничем не подкреплённое мнение. Если инспектор оказывается предоставить к осмотру специальные технические средства – записывайте происходящее, подавайте жалобу и обращайтесь в суд.
4. Спросить о доказательной базе
Какие ваши доказательства. /Фото: zr.ru.
«Какие ваши доказательства?» — это не только отсылка к небезызвестному боевику 1980-х «Красная жара», но и абсолютно резонный вопрос к любому стражу порядка в случае предъявления каких-либо обвинений. Инспекторы ГАИ здесь не исключение. Обвинение полицейского должно чем-то подкрепляться: фото, видео, данными специальных технических средств, показаниями свидетелей и т.п. Если ничего кроме слов инспектора у полицейского нет, то и говорить здесь не о чем. Гражданин вправе потребовать от сотрудника подтверждения реальности его нарушения. При этом важно понимать, что знание доказательной базы – это вовсе не какой-то «пустой формализм». Без него гражданин не сможет выстроить защиту, выявить ошибки и неточности в показаниях и доказательства (если таковые имеются).
5. Спросить по поводу обжалования
Можно обжаловать. /Фото: kuban.mk.ru.
При общении с инспектором ГАИ не забудьте уточнить у него порядок процедуры обжалования действий полицейского. Сотрудник обязан описать гражданину весь порядок действий, а также назвать инстанцию, куда можно обратиться с таким требованием. Вопрос подобного толка поможет продемонстрировать полицейскому ваше нежелание превращаться в пассивного заложника ситуации. Добросовестному сотруднику в такой ситуации бояться нечего, ведь он лишь «живая функция» в руках закона. А вот недобросовестный сотрудник, увидев подобный настрой со стороны гражданина лишний раз подумает о том, стоит ли вообще связываться и самому нарушать закон. Со своей стороны помните о том, что на обжалование действие стража порядка у вас будет 10 суток. Любая жалоба начальству или вышестоящим инстанциям подаётся исключительно в письменной форме.
Комментарии (0)