Сегодня у нас снова будет исторический очерк, на который меня сподвигла надпись, которую автопроизводитель приклеивает на внутреннюю сторону лючка бензобака и дублирует её на нескольких языках.
Итак, открываем лючок бензобака и внимательно смотрим на предостережения, которые напечатаны сразу на нескольких языках:
В бензобак допускается заливать только неэтилированный бензин. Если мы будем искать аналогичные термины на других языках, то по-английски это будет unleaded gasoline, по-немецки bleifreies benzin.
А всё начиналось с этанола
Давайте представим, что мы с Вами перенеслись примерно на 140 лет назад, в конец 19-го века.
Первые образцы автомобилей в качестве топлива использовали этанол. Хотя если быть точным, то надо упомянуть, что и сейчас подобного рода проекты существуют. Например, в 1980-х годах в Бразилии была принята программа по использованию этанола в качестве топлива и по состоянию на 2008 год 88% продаваемых автомобилей были оборудованы системой "Flex-Fuel", которая позволяет заливать в бак не только бензин, но и этанол. Этанол в качестве топлива хорош тем, что его октановое число равно 105.
Если же говорить про исторические аспекты применения этого топлива, то в 1876 году немецкий инженер-изобретатель Николас Август Отто (нем. Nicolaus August Otto) создал четырехтактный двигатель внутреннего сгорания, который в качестве топлива использовал этанол. А американский автомобиль Ford Model T (на всякий случай уточню, что его изобрел американский изобретатель Генри Форд) мог работать и на бензине и на этаноле, его выпуск начался в 1908 году.
Первые образцы Model T легко можно было определить по капоту пятигранной формы - сочетание прямоугольника с трапецией.
О том, как появился тетраэтилсвинец
После перехода двигателей внутреннего сгорания на бензин появилась проблема, причины которой не были очевидны. Проблема заключалась в том, что двигатели выходили из строя - у них деформировались и разваливались поршни, терял геометрическую форму блок цилиндров и т.п.
Совершенно очевидно, что если существенных изменений в конструкции двигателя не произошло, а всего лишь поменялся тип топливо, то во всём должен быть виноват бензин. В статье, посвящённой истории появления электрического стартера двигателя, я упоминал фирму Delco. Основателем этой компании был Чарльз Франклин Кеттеринг (англ. Charles Franklin Kettering) - ещё один великий американский инженер и изобретатель, который не менее эффективно сочетал в себе таланты предпринимателя. А к моменту появления данной проблемы Delco уже была поглощена гигантом General Motors.
Стало понятно, что октановое число бензина того времени было достаточно мало и это являлось причиной возникновения детонации и, как следствие, разрушения двигателя. Как это исправить? Ответ на этот вопрос нашёл Чарльз Кеттеринг. Правда не в одиночку, а совместно с Томасом Миджли (англ. Thomas Midgley). Было выяснено, что добавление свинца в бензин повышает его октановое число. И так в 1921 году мир узнал о тетраэтилсвинце. В 1923 году появляется компания Ethyl Gasoline Corporation, которая стала выпускать тетраэтилсвинец и этот вид топлива быстро завоевал бензозаправочный рынок в качестве основного топлива.
Почему открытие тетраэтилсвинца принесло вред?
Двигателям-то стало лучше, но стало хуже людям. Свинец - это ядовитое вещество, которое угнетает нервные клетки человека. Долгое время отравляющий эффект изобретения скрывался и лишь в 1972 году Агенство по охране окружающей среды Соединённых Штатов Америки (англ. United States Environmental Protection Agency) выдало запрет на использование тетраэтилсвинца в качестве топлива. Причём не надо думать, что эта проблема касалась исключительно США. В странах Евросоюза этот бензин запретили лишь в 2000-м году, а в СССР тетраэтилсвинец использовался в бензине марок А-66 и А-76 и лишь в 2002 году вышло Постановление ГД ФС РФ от 15.11.2002 №3302-III о проекте Федерального закона №209067-3 "Об ограничении этилированного бензина в Российской Федерации". В документе говорится:
"Использование бензина с добавлением тетраэтилсвинца в качестве добавки, повышающей октановое число бензинов (с 76 до 93), ведет к стойкой свинцовой интоксикации человека и особенно пагубно сказывается на здоровье детей, вызывая задержку умственного и физического развития ребенка, возникновение анемии и нарушение деятельности центральной нервной системы"
Так почему в современный двигатель нельзя заливать этилированный бензин?
Самый тривиальный ответ на данный вопрос - это запрещено законодательно из-за опасности тетраэтилсвинца для здоровья людей.
Второй, не самый тривиальный ответ - этилированный бензин очень быстро выводит из строя катализатор автомобиля, забивая соты катализатора отложениями. Поэтому, при использовании этилированного топлива, владельцу автомобиля пришлось бы практически также часто, как заправка топливом, осуществлять замену каталитического нейтрализатора.
Комментарии (0)