Все про автомобили для мужчин

МАЗ-541: гигантский седан из СССР

Если производитель грузовиков вдруг решается построить легковушку, то результат работы может получиться удивительным. Именно так и случилось в 50-х годах в СССР, когда на Минском автозаводе был выпущен 28-тонный МАЗ-541, претендующий на лавры самого большого и тяжелого седана в мире

МАЗ-541 по многим параметрам подходит под определение легкового автомобиля в кузове седан: об этом говорит и характерная форма машины, и просторный салон с двумя рядами сидений, и наличие пары дверей на каждом из бортов (задние двери были техническими). Хотя на самом деле это, конечно, не легковушка, а... аэродромный тягач! Своим появлением МАЗ-541 обязан бурному росту пассажирской авиации в СССР. Когда на летных полях страны стали появляться такие исполины, как Ил-62, Ту-114 и Ту-144, мощности обычных грузовиков, применяемых в качестве балластных тягачей, стало не хватать. На какое-то время обычные ЯАЗы, на которых в то время базировались практически все аэродромные службы, заменили армейскими МАЗ-535.

Однако достаточно большая высота этого четырехосного тягача требовала удлинения буксировочной штанги, что существенно ухудшало маневренность сцепки. В связи с этим тягач зачастую приходилось перецеплять то передом, то задом, и это затягивало процесс буксировки самолета. Да и лишние маневры огромного тягача на летном поле безопасности полетам не добавляли. Учитывая эти нюансы, в 1956 году на Минском автозаводе приступили к разработке нового аэродромного тягача, который бы смог обеспечить буксировку самолетов, взлетная масса которых не превышала 85 тонн.

В первую очередь автомобиль сделали как можно ниже, что позволяло ему буквально вплотную подбираться к передней стойке шасси, не шоркая по брюху самолета. Во-вторых, автомобиль оснастили двумя постами управления, которые были расположены в кабине по диагонали. Это позволяло водителю с высокой точностью причаливать к сцепному устройству задним ходом. Осуществив сцепку, он просто пересаживался с одного места на другое и уже передним ходом начинал буксировку самолета.

МАЗ-541 имел полный привод, причем передний мост был отключаемым. Из особенностей конструкции можно также отметить, что передние и задние колеса этого автомобиля были разного диаметра. Передние – от грузовика ЯАЗ-214, а задние спарки – от карьерного самосвала МАЗ-525. Таким образом достигалось наилучшее сцепление с бетонным покрытием аэродрома и повышалось тяговое усилие. Для этого же масса автомобиля была доведена до 28 тонн.

Приводился в движение этот тягач дизелем Д12-А мощностью 300 л.с., который в свое время, кстати, проектировался как авиационный. Правда, довести его до требований, которые задали авиаторы, так и не удалось, в связи с чем он начал свою карьеру как танковый В-2. В 1939 году им стали оснащать танки КВ. Позже он оброс модификациями, однако в основе конструкции так и остался V-образным, 12-цилиндровым, со струйным распылением топлива, верхним расположением распредвалов и сухим картером.

Нужно отдать должное техническому гению конструкторов этого силового агрегата, потому как и поныне этот модернизированный дизель, разработанный в тридцатых годах на Харьковском паровозостроительном заводе, применяют на тяжелых колесных тягачах. Кстати, расход топлива у МАЗ-541 с этим дизелем составлял порядка 45 литров на час работы, что в пересчете составляло 130 литров на 100 км. Не так уж много для машины, удел которой таскать многотонные махины.

Опытная эксплуатация МАЗ-541 началась в конце пятидесятых. Всего было выпущено три тягача, которые довольно успешно трудились вплоть до 1970 года. Однако со временем масса самолетов подросла, а с ней подросли и технические требования к аэродромным тягачам. В связи с этим оставшиеся 10 машин, которые были заказаны Министерством авиационной промышленности, так и не были собраны.

текст: Олег Славин


Источник: МАЗ-541: гигантский седан из СССР
Опубликовал:
Теги: автомобиль форма колесо грузовик СССР

Комментарии (3)

Сортировка: Рейтинг | Дата
юрий иванов
Хороший дизель, да моторесурс никакой - 500 часов
Василий Иванов
да не больше. Просто запуск нужно осуществлять тогда когда давление горячим маслом соответствующее создашь, особенно зимой, а не на "сухую"
Руслан Назаров
Создавать таких монстров, а потом свернуть могла позволить себе только супер держава!
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Мега-седан МАЗ-541: два руля, двигатель от танка, а на буксире самолет Ту-144
Мега-седан МАЗ-541: два руля, двигатель от танка, а на буксире самолет Ту-144
0
Авто-Тема 12:16 25 дек 2021
Механические монстры родом из СССР: 5 фото редкой огромной техники
Механические монстры родом из СССР: 5 фото редкой огромной техники
0
Авто-Тема 12:13 14 дек 2021
Секретный МАЗ: проект «Целина»
Секретный МАЗ: проект «Целина»
7
Авто-Тема 13:18 26 июл 2018
Интересная техника на архивных фотографиях из СССР
Интересная техника на архивных фотографиях из СССР
9
Авто-Тема 10:58 17 авг 2018
Седан бизнес-класса Peugeot 607
Седан бизнес-класса Peugeot 607
0
Авто-Тема 16:40 10 фев 2021
Уникальный грузовик СССР, который существенно опередил своё время, МАЗ 2000
Уникальный грузовик СССР, который существенно опередил своё время, МАЗ 2000
4
Авто-Тема 14:58 07 май 2020
Огромный военный МАЗ-вездеход, который мог выезжать из-под земли
Огромный военный МАЗ-вездеход, который мог выезжать из-под земли
9
Авто-Тема 10:32 23 июл 2019
Четыре страны бывшего СССР, загубившие свое автомобилестроение
Четыре страны бывшего СССР, загубившие свое автомобилестроение
34
Авто-Тема 06:18 13 июл 2021
Советская «легковушка» весом 28 тонн и мотором от танка, на которой играючи таскали авиалайнеры
Советская «легковушка» весом 28 тонн и мотором от танка, на которой играючи таскали авиалайнеры
1
Авто-Тема 12:25 26 фев 2019
ЗИС-112, МАЗ-1500 и другие спорткары в СССР
ЗИС-112, МАЗ-1500 и другие спорткары в СССР
0
Авто-Тема 11:40 03 июн 2021
Бункер на колёсах времён СССР
Бункер на колёсах времён СССР
3
Авто-Тема 20:00 31 авг 2021
Вопросы от инспектора ГИБДД с подвохов: как на них отвечать
Вопросы от инспектора ГИБДД с подвохов: как на них отвечать
0
Авто-Тема 09:53 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства