Все про автомобили для мужчин

МАЗ-541: гигантский седан из СССР

Если производитель грузовиков вдруг решается построить легковушку, то результат работы может получиться удивительным. Именно так и случилось в 50-х годах в СССР, когда на Минском автозаводе был выпущен 28-тонный МАЗ-541, претендующий на лавры самого большого и тяжелого седана в мире

МАЗ-541 по многим параметрам подходит под определение легкового автомобиля в кузове седан: об этом говорит и характерная форма машины, и просторный салон с двумя рядами сидений, и наличие пары дверей на каждом из бортов (задние двери были техническими). Хотя на самом деле это, конечно, не легковушка, а... аэродромный тягач! Своим появлением МАЗ-541 обязан бурному росту пассажирской авиации в СССР. Когда на летных полях страны стали появляться такие исполины, как Ил-62, Ту-114 и Ту-144, мощности обычных грузовиков, применяемых в качестве балластных тягачей, стало не хватать. На какое-то время обычные ЯАЗы, на которых в то время базировались практически все аэродромные службы, заменили армейскими МАЗ-535.

Однако достаточно большая высота этого четырехосного тягача требовала удлинения буксировочной штанги, что существенно ухудшало маневренность сцепки. В связи с этим тягач зачастую приходилось перецеплять то передом, то задом, и это затягивало процесс буксировки самолета. Да и лишние маневры огромного тягача на летном поле безопасности полетам не добавляли. Учитывая эти нюансы, в 1956 году на Минском автозаводе приступили к разработке нового аэродромного тягача, который бы смог обеспечить буксировку самолетов, взлетная масса которых не превышала 85 тонн.

В первую очередь автомобиль сделали как можно ниже, что позволяло ему буквально вплотную подбираться к передней стойке шасси, не шоркая по брюху самолета. Во-вторых, автомобиль оснастили двумя постами управления, которые были расположены в кабине по диагонали. Это позволяло водителю с высокой точностью причаливать к сцепному устройству задним ходом. Осуществив сцепку, он просто пересаживался с одного места на другое и уже передним ходом начинал буксировку самолета.

МАЗ-541 имел полный привод, причем передний мост был отключаемым. Из особенностей конструкции можно также отметить, что передние и задние колеса этого автомобиля были разного диаметра. Передние – от грузовика ЯАЗ-214, а задние спарки – от карьерного самосвала МАЗ-525. Таким образом достигалось наилучшее сцепление с бетонным покрытием аэродрома и повышалось тяговое усилие. Для этого же масса автомобиля была доведена до 28 тонн.

Приводился в движение этот тягач дизелем Д12-А мощностью 300 л.с., который в свое время, кстати, проектировался как авиационный. Правда, довести его до требований, которые задали авиаторы, так и не удалось, в связи с чем он начал свою карьеру как танковый В-2. В 1939 году им стали оснащать танки КВ. Позже он оброс модификациями, однако в основе конструкции так и остался V-образным, 12-цилиндровым, со струйным распылением топлива, верхним расположением распредвалов и сухим картером.

Нужно отдать должное техническому гению конструкторов этого силового агрегата, потому как и поныне этот модернизированный дизель, разработанный в тридцатых годах на Харьковском паровозостроительном заводе, применяют на тяжелых колесных тягачах. Кстати, расход топлива у МАЗ-541 с этим дизелем составлял порядка 45 литров на час работы, что в пересчете составляло 130 литров на 100 км. Не так уж много для машины, удел которой таскать многотонные махины.

Опытная эксплуатация МАЗ-541 началась в конце пятидесятых. Всего было выпущено три тягача, которые довольно успешно трудились вплоть до 1970 года. Однако со временем масса самолетов подросла, а с ней подросли и технические требования к аэродромным тягачам. В связи с этим оставшиеся 10 машин, которые были заказаны Министерством авиационной промышленности, так и не были собраны.

текст: Олег Славин


Источник: МАЗ-541: гигантский седан из СССР
Опубликовал:
Теги: автомобиль форма колесо грузовик СССР

Комментарии (3)

Сортировка: Рейтинг | Дата
юрий иванов
Хороший дизель, да моторесурс никакой - 500 часов
Василий Иванов
да не больше. Просто запуск нужно осуществлять тогда когда давление горячим маслом соответствующее создашь, особенно зимой, а не на "сухую"
Руслан Назаров
Создавать таких монстров, а потом свернуть могла позволить себе только супер держава!
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Неизвестное рукопашное сражение морпехов СССР с «зелеными беретами», изменившее ход истории
Неизвестное рукопашное сражение морпехов СССР с «зелеными беретами», изменившее ход истории
50
Ваши новости 12:46 Вчера
Секретный МАЗ: проект «Целина»
Секретный МАЗ: проект «Целина»
7
Авто-Тема 13:18 26 июл 2018
Альтернатива стяжки пола в квартире Альтернатива стяжки пола в квартире
Самое главное отличие СССР от нынешней России.
Самое главное отличие СССР от нынешней России.
152
Ваши новости 04:01 28 дек 2020
Огромный военный МАЗ-вездеход, который мог выезжать из-под земли
Огромный военный МАЗ-вездеход, который мог выезжать из-под земли
8
Авто-Тема 10:32 23 июл 2019
Уникальный грузовик СССР, который существенно опередил своё время, МАЗ 2000
Уникальный грузовик СССР, который существенно опередил своё время, МАЗ 2000
4
Авто-Тема 14:58 07 май 2020
Концепт-кары позднего СССР
Концепт-кары позднего СССР
13
Авто-Тема 11:09 16 июн 2018
Интересная техника на архивных фотографиях из СССР
Интересная техника на архивных фотографиях из СССР
9
Авто-Тема 10:58 17 авг 2018
Экс-министр экономики вскрыл тайные причины распада СССР: "Любовницы директоров"
Экс-министр экономики вскрыл тайные причины распада СССР: "Любовницы директоров"
46
Ваши новости 16:16 09 янв 2021
СССР погиб благодаря случаю?
СССР погиб благодаря случаю?
195
Ваши новости 09:16 04 дек 2020
ТОП-5 мифов, призванных очернить СССР
ТОП-5 мифов, призванных очернить СССР
292
Ваши новости 15:31 01 дек 2020
В недрах Сибири скрывается гигантская природная бомба!
В недрах Сибири скрывается гигантская природная бомба!
26
Мужской журнал 11:01 28 мар 2019
Маскируем вентиляционный короб: функциональные способы сделать ее частью кухни
Маскируем вентиляционный короб: функциональные способы сделать ее частью кухни
0
Все о работе руками 13:01 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства