В начале десятых годов концепт-кар под названием XRay дал надежду на светлое будущее "АвтоВАЗа". Прототип получился самобытным, современным и привлекательным, поэтому удивил многих. Первые зарисовки концепта появились ещё в нулевых годах, и хорошо помнится, как автолюбители передавали картинку с телефона на телефон, чтобы удивить своих знакомых. Прототип, безусловно, оказал огромное влияние на модельный ряд "Лады", но его преемник продержался на конвейере всего шесть лет.
Официальная причина прекращения выпуска Lada XRay – высокая доля иностранных комплектующих, которые проблематично заменить. С этим сложно не согласиться, так как в основу хэтчбека повышенной проходимости легла платформа B0 от Renault-Nissan. Такая же проблема возникла с Lada Largus, фактически являющегося "близнецом" Dacia Logan MCV. Разница лишь в том, что от XRay официально решили отказаться навсегда, а попытки вернуть "Ларгус" на конвейер, по всей видимости, не оставили.
Очевидно, что от XRay ожидали многого как автомобилисты, так и сам "АвтоВАЗ". В реальности хэтчбек был задвинут на второй план "Вестой", о чём говорят объёмы продаж. И дело не только в традиционной популярности седанов на нашем рынке: некоторые решения в XRay, особенно первых годов выпуска, до сих пор не укладываются в голове.
Пожалуй, самым странным стало отсутствие возможности отключить систему стабилизации с кнопки в салоне. Она, безусловно, полезна и позволяет значительно повысить активную безопасность автомобиля, но другие производители уже много лет внедряют отдельный механизм для её деактивации. Причина проста: при движении по сложным поверхностям, например, свежему снегу или песку, ESP "гасит" двигатель, не давая ему раскручиваться. В результате автомобиль застревает посреди препятствия, которое легко можно преодолеть за счёт высоких оборотов. И такая проблема есть у целых партий хэтчбеков "повышенной проходимости", которые должны быть подготовлены к эксплуатации в сложных условиях.
Водителям приходилось выкручиваться: самым популярным решением стало снятие предохранителя, отвечающего за систему стабилизации. Со временем кнопка "ESP OFF" всё-таки появилась в салоне автомобиля, но к тому моменту XRay уже успел получить массу неоднозначных отзывов.
Ходовая часть хэтчбека тоже зарекомендовала себя не лучшим образом. Казалось, что платформу B0, на которой сделаны Logan, Sandero и Duster, сложно испортить, а для наших условий эксплуатации она отлично подходит. В случае с XRay это удалось сделать, так как ощущения при движении на нём оказались странными. Подвеска хэтчбека значительно жёстче, чем у "одноклассников", но это не оказало положительного влияния на управляемость. При этом, "пробить" подвеску удавалось даже на небольших ямах. Почему-то получилось так, что в этом плане XRay совместил в себе несколько, казалось бы противоречащих друг другу недостатков.
Ожидания от новой модели во многом подогревались возможностью появления действительно массового отечественного кроссовера. По первоначальному концепту XRay должен был им стать, но в период перехода к серийному производству обрёл кузов сравнительно небольшого хэтчбека. Автомобили подобного формата никогда не пользовались у нас высоким спросом (достаточно сравнить продажи хэтчбека и седана Polo, когда они продавались одновременно). Водители предпочитают полноценные кроссоверы или седаны, а компактные хэтчбеки, даже с заявленной повышенной проходимостью, не становятся популярными.
Многие концепт-кары вовсе не получают серийного воплощения. Прототип XRay смог оказать огромное влияние на модельный ряд, которое заметно до сих пор, но его серийная версия оказалась странной и во многом провальной. Возвращать переработанную модель на конвейер бессмысленно, так как она уже заслужила не самую хорошую репутацию.
Комментарии (2)