Недавно на форуме уазоводов я столкнулся с горячей дискуссией о том, какие тормоза лучше – дисковые или барабанные. И пока дело не дошло до комментариев настоящих специалистов, в стиле, «учите матчасть», полагаю нужно внести небольшую ясность в этот простой вопрос.
По моему мнению, в XXI веке грешно не знать некоторых вещей, а уж спорить о них следует только у костра, да и то после дозаправки выдержанным топливом. Но для справки, впервые дисковые тормоза на всех колёсах (или как у нас говорят «по кругу»), появились на Jaguar ещё в 1950-х, а на внедорожниках – на Range Rover в начале 1970-х. Чуете откуда ветер дует? Нет, речь не о том, что англичане умнее всех, а о том, что оба автомобиля создавались с очевидной претензией на спортивность. Да, представьте, даже дизельный Range в своё время был самым быстрым в мире внедорожником. Именно возросшие скорости потребовали от конструкторов задуматься сперва о внедрении дисковых тормозов, а после – об их совершенствовании, автоматизации и прочем. Да, если вам интересно, барабанные тормоза, в том виде, который известен нам, были запатентованы во Франции в начале ХХ века, а точнее в 1902 году. Причём, их конструкция спустя сто с лишним лет практически не изменилась. Но самое удивительное, что дисковые тормоза появились на год раньше – в 1901-м. И знаете где? Правильно, в Великобритании. Поэтому островитян так и тянет на диски.
Вполне вероятно, самым первым автомобилем с дисковыми тормозами (на задней оси у главной передачи) был этот Lanchester 12HP Tonneau (1901 год)
Но официально первым стал Jaguar С-Type (1952 года), с «дисками» на всех колёсах
За и Против.
Чтобы максимально упростить понимание сущности дисковых и барабанных тормозов, давайте вспомним их преимущества и недостатки с точки зрения более-менее современного внедорожника. Сразу скажем, что вопреки распространённому мнению барабаны не дешевле. То есть материал, из которого они изготовлены, в самом деле попроще, зато его нужно больше. Они тяжелее, намокнув долго сохнут, сильно теряя в эффективности торможения. Из них трудно доставать попавшую внутрь грязь, да и в целом, сложнее обслуживать. Барабанные тормоза быстрее перегреваются из-за плохого отвода тепла, износ накладок часто неравномерный, а отрыв нередко ведёт к заклиниванию колеса. Зато барабанные тормоза гораздо дольше служат, причём даже в песке и глине, потому что попасть грязи внутрь барабанов так же сложно, как и извлечь её оттуда. Их не ведёт, если после горного серпантина вы въехали в лужу, ну и в целом они дешевле в эксплуатации. Важный показатель – площадь соприкосновения тормозящих поверхностей у них большая, при этом для барабанов нужно существенно меньше свободного места в ободе колеса, чем для большого тормозного диска и суппорта.
Дисковые тормоза выигрывают на высоких скоростях. Они лучше отводят тепло, а значит стабильнее работают в сложных условиях. Да и сам процесс торможения более равномерный, если можно так выразиться. Их проще контролировать по неравновесности усилий, легче обслуживать и ремонтировать. Они хорошо работают там, где нужно большое усилие, но не очень любят влагу на малых скоростях, довольно быстро изнашиваются и требуют качественных компонентов. На том же Range Rover первого поколения, в условиях «Ладога-Трофи», колодки дисковых тормозов порой приходится менять трижды за гонку, зато на уклонах и каменном триале они держат тяжёлый автомобиль как приколоченный. Они мгновенно высыхают и подсушивают диск после брода, стоит лишь слегка прикоснуться к педали. При этом, к слову, ни разу не отметились биением, короблением, или чем-то подобным. Наконец, они легче, а значит подвеска комфортней, выносливей и машина лучше управляется. Дисковые тормоза точнее работают с ABS, системами спуска и противобуксовочной. Правда именно противобуксовочная быстрее всего убивает колодки. Рекорд для Defender – 300 километров от новых до голого металла. Глинистые колеи и солончаки весьма этому способствуют.
Первым внедорожником с дисковыми тормозами на обеих осях стал Range Rover (1970 год)
Так к какому же выводу мы в итоге пришли? А вывод прост: производители давно всё учли и просчитали, поэтому самым правильным решением для скоростных кроссоверов будут дисковые тормоза по кругу. Оптимальный вариант для остальных – дисковые тормоза спереди и барабанные сзади. И выносливость, и надёжность, и на асфальте, и на бездорожье. Кстати, когда уазоводы, нивоводы и другие любители крутить гайки, ставят назад дисковые тормоза, они, разумеется увеличивают тормозящее усилие системы, но вносят дисбаланс, который может привести к аварии. Учтите это!
Источник: Журнал 4×4 Club
Комментарии (5)