Все про автомобили для мужчин

Горб и уши автопрома

Первая советская малолитражка, едва появившись, сразу стала героем многочисленных анекдотов. Народный, дешёвый, но непрестижный автомобиль. Однако именно этот «железный конь» служил своим владельцам верой и правдой долгие годы, переходя порой от дедов к внукам.

У «позора советского автопрома» было много прозвищ — «запор», «горбатый», «ушастый», «мыльница». Даже цена на него была привязана к «жидкой валюте». Машина стоила как тысяча поллитровок. Соответственно, в первые годы выпуска малолитражку можно было приобрести за 1800 рублей, а когда водка подорожала, то за 2200 «деревянных».

Идея советского «народного» автомобиля стала набирать популярность в 1950-х годах — в эпоху массового строительства хрущёвок. Именно в это время, когда народ перевёл дух после войны, появился запрос на скромные, но доступные блага. Поэтому и средство передвижения должно было быть компактным, но способным «выживать» в непростых дорожных условиях бескрайней страны.

А для этого конструкторам надо было сделать автомобиль заднеприводным и заднемоторным, что позволяло и сохранить высокую проходимость, и избежать громоздких габаритов. А ещё он должен был быть обязательно двухдверным — тренд мирового автомобилестроения тех лет.

Первоначально производство таких машин планировалось наладить на МЗМА, однако конвейеры «Москвича» были загружены другими моделями, и для этой цели решили адаптировать украинский завод «Коммунар», ранее производивший сельскохозяйственную технику. Позже его переименовали в Запорожский автомобилестроительный завод. Разработкой же прототипа будущего «запорожца» занялся Научный автомоторный институт (НАМИ).

Первенец украинского завода сошёл с конвейера 22 ноября 1960 года. Он был настолько незамысловатым, что его тут же окрестили «конструктором для взрослых».

И действительно, о высокой ремонтопригодности «запорожцев» до сих пор слагают легенды — двигатель с машины снимался за минимальное время силами всего двух человек и так же легко полностью перебирался «на коленке». А что касается проходимости, то здесь этот «горбатый карлик» мог дать фору даже полноприводному собрату. Полностью независимая подвеска всех колёс, высокий клиренс и плоское днище без выступающих элементов трансмиссии, а также хорошо нагруженные ведущие колеса позволяли его автовладельцу колесить там, где вместо дорог — направления. «Запорожец» мог спокойно идти по колее грузового автомобиля без боязни свернуть что-нибудь себе на днище. Ну а если он завязал в грязи, вытолкнуть лёгкий автомобиль не составляло особого труда силами экипажа.

Недаром любитель «кузькиной матери» Никита Хрущёв высоко оценил небольшой автомобильчик, заявив, что эта машина будет превосходным подарком для советских работяг. Оно и понятно: малютка отлично гармонировала с малогабаритными хрущёвками.

В первые годы своего существования «горбатый» купался в лучах заслуженной славы. Причём в особой чести он был отнюдь не у колхозников. Предпочтение этому средству передвижения отдавала советская интеллигенция. Сельского жителя не устраивали слишком маленький багажник, который невозможно было нагрузить дарами природы, и две двери, открывающиеся к тому же в обратную сторону. Чтобы посадить на заднее сиденье ещё двух человек, нужно было освободить и откинуть переднее сиденье, а затем терпеливо ждать, когда в узкое пространство втиснется дородная тёща или галдящие дети. При этом кресла располагались так низко, что казалось, будто водитель и пассажиры сидят на самом полу. Но зато никто не упирался головой в крышу салона.

Были у ЗАЗ-965 и другие недостатки — слабый и шумный двигатель, отвратительная печка и двери, которые могли внезапно открыться на полном ходу.

К тому же новый генеральный секретарь ЦК КПСС невзлюбил «горбатого». Вполне вероятно, что в отношении авто Брежнев придерживался девиза General Motors того времени: «Маленькой должна быть женщина, а машина должна быть большой».

Все это вкупе стало отправным толчком для выпуска очередной модели с новым кузовом — ЗАЗ-966.

Когда обновлённый «запорожец» вышел в свет, всем стало ясно: автомобильным конструкторам удалось исправить «горбатого» на «ушастого».

Это был уже не пухлый автомобильчик, а статный по тем временам седан. Изюминкой новой модели были «выдающиеся», как у невиданного зверя, «уши»-воздухозаборники. Они были призваны улучшить охлаждение двигателя набегающим потоком воздуха.

В народе детище украинского автопрома по-прежнему называли «запором». А чтобы не путать, о каком «запоре» идёт речь, старый стали называть «горбатым», новый — «ушастым». Правда, приятно удивляла цена: 1800 рублей против 2511 за «москвич» и баснословные 5100 за «Волгу»! Скопив 22 средние зарплаты и простояв несколько лет в очереди, можно было стать частью немногочисленной тогда армии автовладельцев. Для многих семей в СССР именно это неказистое чудо стало первым автомобилем в семье, предметом гордости и насмешек одновременно. «Полчаса позора — и ты на работе».

Немного о технических характеристиках. Автомобиль имел в длину 3765 мм. При этом его колёсная база составляла 2160 мм. По наследству «ушастый» получил от «горбатого» 27-сильный двигатель, с которым бюджетный советский двухдверный седан уверенно разгонялся до 100 км/ч за 32 секунды. Обладая столь «сумасшедшей» динамикой, дополненной грозным рёвом натужно работающего двигателя, ЗАЗ-966 довольно легко распугивал на дороге все прочие автомобили. Кстати, современники первой модификации «ушастого» характеризовали его весьма простой фразой: «Дымит, тарахтит, но едет!»

А спустя четыре года «ушастый» оснастили более достойным движком. На модификацию ЗАЗ-968, выпущенную в конце 1971 года, поставили знаменитый мотор МЕМЗ-968 мощностью 40 л.с. из-за чего к «запорожцу» приклеилось ещё одно прозвище — «сороковка». Смех смехом, но этот автомобиль мог разогнаться до 120 км/ч.

Был ещё убийственный аргумент этой машины, которым похвастается не каждый современный автомобиль, — это полностью независимая подвеска всех колёс! Такое в те годы имели лишь машины класса люкс.

Позже «запорожец» «уши» потеряет. Они будут заменены простыми решётками. Эта модель получит прозвище «мыльница» — за свой уже устаревший и слишком простой дизайн.

Возможно, дальнейшая модернизация модели позволила бы создать что-то интересное, однако в 1990-е годы возобладало мнение, что «мыльницы» являются позором украинского автопрома. Оставив на конвейере неплохо продаваемую «Таврию», руководство завода свернуло производство ЗАЗ-968М. Окончательно сняли с производства «запорожцы» в 1994 году.

Источник


Источник: Горб и уши автопрома
Опубликовал:
Теги: авто Запорожец дизайн дорога женщина

Комментарии (15)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Геннадий Зенков
Мой милый "Запорожец",
Прощай, и не грусти
О том, что наши всё же
Расходятся пути.
Пылили по Поволжью,
Гоняли по Москве
И по Уралу с дрожью
Карабкались в рассвет.
Ты был верней собаки -
Ни шагу без меня!..
На денежные знаки
Тебя я обменял.
Разлука неизбежна.
Она - как в сердце нож.
Прости, ведь ты железный,
Ты всё переживёшь.
Лишь, белый и таинственный,
Вдруг явишься во сне,
Как "Полонез Огинского",
Терзая душу мне...
Андрей Бадякин 
Вся Италия передвигается на мелких Фиатах и т.д. И ничего. У нас понтов просто больше, чем денег.
Андрей Сысоев 
Запаргончик, Зюзик, Броневичок. Если бы сейчас выпускали его, то с удовольствием бы приобрёл, тем более за смешную цену! Но автопроизводителям невыгодно делать дешёвые машинки. Им сверхприбыли подавай !
Мурат Джаксыкельдинов 
Довести до ума движок. Смоделировать более универсальную платформу (чтобы можно было дешево менять кузова)- и будет типа 911 Поршак. Правда, в отличии от немца. сохранить бы подвеску. Пусть будет медленнее ездить. но зато зимой не надо выковыривать из сугробов с наледью.)))
Виктор Зеляков 
Проходимость лучше танка. Если выпускали бы,взял опять.
Николай Орлюк 
Хороша была машинка.
АНДРЕЙ МУРАТОВ 
А мне очень нравится этот автомобиль. Особенно - "Горбатый!
Анатолий Ерохов 
Вообще-то ЗАЗ не малолитражка а микролитражка. Первый, "горбатый", ЗАЗ.
Вадим Плыкин
Мыльница, 40 л.с. Первая любовь! Куплен б/у за 3 тыс. Руб. в 1991 на рынке в Южном Порту. Пердел, плохо тормозил, фары смотрели в разные стороны. Ездил 60 км/ч. Больше и меньше грелся) Заводился всегда. Незабываемые поездки на дачу с женой, тещей, годовалым сыном, с кучей вещей на багажнике на крыше
Александр Повалишин 
Ревел, дымил - но ездил!
Чинился в гараже, служил верно.
Aleksandr Podgornov
Ребята! Ну никогда горбатого мыльницей не называли!
Михаил Доронин 
У меня в машине градусника не надо было ставить. В минус один она уже не заводилась
Мурат Джаксыкельдинов 
???? у дяди "инвалидка" заводилась при - 40. И печка, независимая, прогревала салон Запора гораздо быстрее. чем у деда "инвалидка" М 408
Алексей Михайлин
Машину надо содержать в порядке! В Орле 968 заводилась при -30*С относительно беспроблемно, грелась минут 10 и отлично ехала по любому льду, снегу и по дорожной каше. Кстати, и выгребалась из любой снежной западни гораздо легче любой другой машины. А печка, прогревавшая салон до жары за пару минут при холодном-то двигателе! Просто машину надо содержать в порядке.
Александр Леженин
Да! Машина была знатная!
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Началась финальная стадия умирания национального автопрома
Началась финальная стадия умирания национального автопрома
46
Авто-Тема 12:28 02 фев 2021
Нереализованные мечты инженеров советского автопрома
Нереализованные мечты инженеров советского автопрома
16
Авто-Тема 11:41 08 июн 2018
Легенда советского автопрома - ВАЗ-2103
Легенда советского автопрома - ВАЗ-2103
32
Авто-Тема 19:12 10 фев 2019
Чёртова дюжина неудач российского автопрома
Чёртова дюжина неудач российского автопрома
9
Авто-Тема 20:34 09 окт 2019
Почему за снежный «горб» на крыше автомобиля могут выписать штраф?
Почему за снежный «горб» на крыше автомобиля могут выписать штраф?
4
Авто-Тема 19:12 19 дек 2022
Провал итальянского автопрома, чем не угодила советская сталь
Провал итальянского автопрома, чем не угодила советская сталь
0
Авто-Тема 19:00 02 дек 2021
Самые дорогие Лады, Волги и другие эксклюзивные модели отечественного автопрома
Самые дорогие Лады, Волги и другие эксклюзивные модели отечественного автопрома
12
Авто-Тема 19:56 31 окт 2019
Каршеринг предложили подключить к поддержке российского автопрома
Каршеринг предложили подключить к поддержке российского автопрома
0
Авто-Тема 17:58 04 мар 2021
Легенды Советского автопрома, страницы истории
Легенды Советского автопрома, страницы истории
2
Авто-Тема 11:16 24 июн 2018
10 несбывшихся надежд российского автопрома
10 несбывшихся надежд российского автопрома
3
Авто-Тема 18:03 20 фев 2020
Мощь автопрома СССР: первые машины
Мощь автопрома СССР: первые машины
0
Авто-Тема 11:18 19 янв 2018
Продолжение статьи о встрече, которая решила судьбу автопрома
Продолжение статьи о встрече, которая решила судьбу автопрома
0
Авто-Тема 18:11 03 авг 2021

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства