Машины Рижской автобусной фабрики ("РАФ") хорошо известны людям, заставшим советские времена. Их активно использовали для пассажирских перевозок, скорой помощи и иных задач. Сейчас встретить "Рафика" на дороге – большая удача. Почти все автомобили списаны или утилизированы из-за возраста и несовременности. Как же выглядит предприятие в Латвии, где некогда выпускали тысячи компактных автобусов?
Статья будет интересной? Не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на канал!
История фабрики в Елгаве началась ещё в конце 1940-х годов. Активное развитие промышленности в послевоенный период повлекло за собой создание большого количества предприятий. Уже в 1953-м на предприятии наладили выпуск копии автобусов "ГАЗ", а ещё через 2 года на свет появилась первая латвийская машина собственной разработки.
Темпы производства быстро росли, а наибольшим успехом стала пользоваться модель 2203. Компактность, надёжность и хорошая обзорность стали отличительными чертами нового автобуса. Невысокая стоимость производства обеспечила востребованность машины почти по всех странах социалистического блока. Особенно часто их использовали для маршрутных такси и скорой помощи.
На базе "Рафиков" производилось немало исследований. Уже в 1982 году был выпущен автобус с водородной силовой установкой. Однако, значительного развития эта идея не получила, произвели лишь один подобный экземпляр.
К Олимпиаде 80-го года в Латвии выпустили специальную серию машин. Впоследствии они выполняли функции перевозки, сопровождения и мобильной лаборатории.
2203 нельзя назвать полноценным детищем Рижской фабрики. Многие элементы салона были унифицированы с другими автомобилями советского производства. Ручки стеклоподъёмников позаимствовали у "Москвича", зеркало заднего вида у "ВАЗа", а основным поставщиком деталей был "ГАЗ". Двигатель и мосты взяли у 24-ой "Волги".
Девяностые годы не пожалели Рижскую автобусную фабрику. Как и многие другие предприятия постсоветского пространства, она столкнулась с серьёзными проблемами. Модель 2203 выпускалась до 1997 года. Её активно пытались модернизировать и заменить, но ни одна из попыток не увенчалась значительным успехом.
С каждым годом темпы производства снижались, "РАФ" не смог конкурировать на прибалтийском рынке с европейскими производителями. В России начали активно выпускаться "ГАЗели", которые также вытеснили продукцию рижского завода.
С конца девяностых годов на предприятии в Елгаве полностью остановлено производство машин. Цеха стали приходить в упадок, поэтому было решено сдавать помещения под различные цели. В корпусах Рижской автобусной фабрики обосновались рынки, небольшие производства и иные виды деятельности.
Некоторые цеха остались невостребованными, поэтому сейчас представляют жалкое зрелище.
В 2012 году о "РАФе" заговорили снова. Один из самых успешных латвийских гонщиков открыл музей предприятия, в котором представлены сохранившиеся машины. Ещё через шесть лет название Рижской автобусной фабрики было вновь зарегистрировано в местных органах.
Сейчас руководство возрождённого предприятия планирует наладить выпуск электрических автобусов. Латвийцы уже договорились с "ГАЗом" о производстве машины на базе модели "ГАЗель Next". Однако, сложившаяся в 2020 году ситуация приостановила развитие сотрудничества.
Комментарии (6)