Все про автомобили для мужчин

ЗАЗ-965 Легендарный «горбатый» Запорожец

В начале 90-х годов эта смешная маленькая машина еще встречалась на дорогах даже крупных городов, а в глубинке так и вовсе, до недавнего времени находились смельчаки, использовавшие её для поездок по своим делам. Каких только народных прозвищ не получил этот автомобиль, «горбатый», «жужик», «запор», «челленджер», «дрыцель», «круглый», «чебурашка», «чарлик», это лишь те, которые я сходу припомнить в состоянии. ЗАЗ-965. Машина, вызывающая улыбку каждый раз, когда её видишь.

Шла уже середина 1950-х, а советское руководство всё продолжало искать вариант народного автомобиля для людей, строивших светлое будущее. Существовавшая на тот момент «Победа» не могла быть народной машиной по ряду причин, «Москвич» 400/420, в простонародье тоже «горбатый» или «слон», а по факту – Опель Кадет довоенной конструкции хоть и был доступен (если это можно так назвать) широким слоям населения, к тому моменту сильно устарел и с конвейера сходили последние модели, а готовый ему на смену «Москвич» 402 был прекрасной машиной по всем параметрам на тот момент, но в категорию «народного» мог не попасть из-за цены и дефицита. К тому же, на тот момент в мире уже были созданы простые и неприхотливые микролитражки, пользовавшиеся огромной популярностью населения в капиталистических странах. Одной из таких машин, недавно появившихся и набирающих стремительную популярность был итальянский Фиат-600. Его и взяли за основу, при разработке концепции новой советской микролитражки.

Фиат 600

Задание на разработку машины получил МЗМА, в 1956 году началось проектирование, в 1957 году был собран первый опытный образец, называвшийся «Москвич»-444.

Макет

Ходовой образец

Да, «горбатый» изначально планировалось производить на МЗМА, но заводчанам удалось отвертеться от этой сомнительной во многих смыслах затеи, имея веский аргумент – в серию пошел новенький «Москвич»-402, на производство которого были брошены все силы, и мощностей для производства еще одной машины попросту не имелось. Тогда Совет Министров СССР принимает решение организовать производство нового автомобиля на Запорожском заводе «Коммунар», происходит это в 1958 году. На «Коммунаре», строившем до этого сельхозтехнику, от такой идеи были не в восторге, но партия сказала – надо, к тому же автомобиль уже был представлен публике на ВДНХ в 1958 году.

К моменту передачи техдокументации и всех наработок на «Коммунар», в 1959 году, московские конструкторы уже разработали свой вариант двигателя, двухцилиндрового оппозитного, объемом 748 см, воздушного охлаждения, так же образцы двигателя разработал НАМИ, один – оппозитный 965Г, а другой с V-образным расположением под индексом 965В. Оба с воздушным охлаждением. Выбор в итоге пал на 965В, индекс 965 так же получает и новая машина, выпуск которой начинается в 1960 году.

Машины первых выпусков имели характерные накладные поворотники

ЗАЗ 965 не является клоном «Фиата», от итальянского автомобиля осталась концепция и стилистка кузова. Подвеска была переделана с учётом состояния большинства наших дорог, вернее, зачастую – полного их отсутствия, колёса увеличили в размерах до 13 дюймов, независимая задняя подвеска и заднее расположение силового агрегата дали автомобилю такую проходимость, какой позавидуют многие современные «паркетники». Расход топлива составлял около 5.5 литров на сотню, максимальная скорость составляла тоже примерно 100 км/ч, правда, редко находились смельчаки, готовые разогнать эту машину до сотки с собой внутри. Из-за своих очень скромных размеров и практически отсутствовавшего багажника, машина хоть и с прекрасной проходимостью не совсем подходила для сельской эксплуатации, но поскольку выбора у людей тогда особо не было, а цена машины была доступной даже по советским меркам, встретить «жужик» можно было как в центре Москвы, так и в отдалённых сёлах всей страны. Еще одним плюсом машины была простота конструкции и феноменальная ремонтопригодность. Даже ветровое стекло было унифицировано с задним, они были одной формы и размера.

На лаконичной приборной панели всего 3 прибора — спидометр, уровень топлива и указатель температуры масла, охлаждение у двигателя было воздушным. Справа виден рычажок включения бензинового отопителя и контрольная лампочка.

Приборная панель ранних выпусков (до 1964 г.) не имела указателя температуры масла, вместо него была контрольная лампа перегрева

Минусов у машины было тоже немало. Это тесный салон, в котором было шумно от двигателя, из-за двигателя воздушного охлаждения пришлось мудрить с автономным бензиновым отопителем, не отличавшимся надёжностью и безопасностью в работе, запитан он был от отдельного маленького бачка, сам двигатель был с небольшим ресурсом, отсутствие нормального масляного фильтра лишь усугубляло ситуацию, перегревался летом и был маломощным. Правда, с 1966 года на машину стали устанавливать двигатель МеМЗ 966-А, «тридцатку», мощностью в 30 л.с., но конструктивно он не отличался, переняв все минусы предшественника – малый ресурс, отсутствие масляного фильтра и перегрев в жару.

Автомобиль выпускался в разных модификациях с 1960 до 1969 года. Было сделано множество модификаций для инвалидов, с различными вариантами управления,

965-й выпускался даже в экспортной модификации 965АЭ «Jalta», отличавшийся улучшенным экстерьером с молдингами, наружным зеркалом заднего вида с левой стороны, дилеры устанавливали на машину радиоприемник.

Экспортная модификация «Jalta»

Суммарно ЗАЗов 965 серии всех модификаций за 9 лет производства было выпущено 322 166 шт. Многие люди, которым сейчас за 40, с теплотой вспоминают этот автомобиль, с которым связаны приятные воспоминания из детства…

Источник


Источник: ЗАЗ-965 Легендарный «горбатый» Запорожец
Опубликовал:
Теги: Запорожец дорога скорость модель автомобиль

Комментарии (1)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Владимир Рытиков 
У меня была такая машинка в 1974-77 году.тогда это было чудо-автомобиль.
Я на нём ездил в Эстонию,на Азовское море в Геническ.Ездил за грибами и ягодами.
Это было давно и это было счастье.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Удивительная история ЗАЗ-965
Удивительная история ЗАЗ-965
1
Авто-Тема 16:28 03 окт 2022
Увидел на свалке ЗАЗ-965, стало жалко. Поэтому забрал, чтобы собрать красавца
Увидел на свалке ЗАЗ-965, стало жалко. Поэтому забрал, чтобы собрать красавца
4
Авто-Тема 22:12 24 мар 2019
За счет чего «Запорожец» обладал такой феноменальной проходимостью
За счет чего «Запорожец» обладал такой феноменальной проходимостью
18
Авто-Тема 07:49 14 окт 2021
Экспортные машины СССР: «Запорожец» ЗАЗ-965
Экспортные машины СССР: «Запорожец» ЗАЗ-965
0
Авто-Тема 17:49 25 июл 2021
Яркий лимузин на базе ЗАЗ-965 «Запорожец»
Яркий лимузин на базе ЗАЗ-965 «Запорожец»
0
Авто-Тема 16:45 10 окт 2021
Как создавался ЗАЗ-965 — первый «Запорожец»
Как создавался ЗАЗ-965 — первый «Запорожец»
0
Авто-Тема 08:28 01 окт 2021
Крутой "горбатый" ЗАЗ из Азербайджана
Крутой "горбатый" ЗАЗ из Азербайджана
10
Авто-Тема 12:36 29 авг 2019
10 малоизвестных «Запорожцев»: не только «горбатый»
10 малоизвестных «Запорожцев»: не только «горбатый»
7
Авто-Тема 14:53 03 фев 2022
ЗАЗ-965 — как «Москвич» превратили в «Запорожец»
ЗАЗ-965 — как «Москвич» превратили в «Запорожец»
0
Авто-Тема 15:45 04 окт 2021
Насыщенная жизнь симпатичного ЗАЗ-965 «Запорожец» с пневмоподвеской
Насыщенная жизнь симпатичного ЗАЗ-965 «Запорожец» с пневмоподвеской
0
Авто-Тема 12:46 27 июн 2019
Он скоро дебютирует: новый пикап ЗАЗ-965 «Запорожец» 2021-2022 раскрывается на фото
Он скоро дебютирует: новый пикап ЗАЗ-965 «Запорожец» 2021-2022 раскрывается на фото
0
Авто-Тема 09:04 08 ноя 2021
Как выжать максимум из маленькой квартиры: квадратные метры счастья
Как выжать максимум из маленькой квартиры: квадратные метры счастья
0
Все о работе руками 06:20 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства