Это сейчас предложений на авторынке хоть пруд пруди. А раньше, в СССР, когда автомобиль был недостижимой роскошью, оставалось только одно — сделать машину самому. Так и поступил более 40 лет назад минчанин Борис Иосифович Каравкин. Причем разработанная и собранная им «Фантазия» прошла 300 тысяч километров.
Мечта о собственном автомобиле окончательно завладела сознанием Бориса Каравкина к середине 1960‑х. Приобрести транспортное средство в магазине тогда было архисложно. Очередь жаждущих ездить была растянута минимум на десять лет, в течение которых нужно было ни есть, ни пить, чтобы накопить необходимую для покупки сумму. Вот тогда Борис и решил воплотить мечту в жизнь собственноручно. Стимулирующим примером стала одержимость знакомого, уже построившего свою самоделку. Конечно, было страшновато браться за столь амбициозную задачу, но навыки, полученные Каравкиным в юношестве в авиамодельном кружке, а затем при постройке с товарищем аэросаней и во время службы в танковых войсках, вселяли оптимизм. И даже уверенность.
К 1968 году молодой «самодельщик» окончил работу над пакетом необходимых чертежей, а затем, построив макет своей «Фантазии», приступил к основному делу. Но сначала во время тотального дефицита пришлось разными правдами и неправдами добывать необходимые материалы, автомобильные узлы и агрегаты. Процесс приобретения комплектующих растянулся на два года. Что бы стать «своим» в магазине автозапчастей, пришлось даже устроиться туда внештатным оформителем объявлений и стендов. А сталь для изготовления рамы и алюминий для обшивки кузова были приобретены по месту основной работы, в военном училище. Причем необходимый металл пришлось не только буквально вымаливать у руководства, но и оплачивать «кровными» по полной программе.
Что касается агрегатной начинки, она определилась существовавшим тогда регламентом для самодельных транспортных средств, который ограничивал объем используемого двигателя одним литром. Поэтому альтернативы запорожскому силовому агрегату для «фантазера» не было. Под мотор была куплена и коробка передач от «Запорожца», а также передний мост, торсионы, задние рычаги и прочие комплектующие.
В ожидании необходимых деталей умелец в собственном гараже сварил раму и каркас для будущего автомобиля. Впоследствии из алюминиевых листов был сформирован кузов. Забегая вперед, отметим, что после продолжительной эксплуатации в условиях зимней «солевой» обработки точки контакта стали и алюминия стали активно корродировать. Для своей конструкции автор предпочел нераспространенный тогда тип кузова хетчбэк. Оригинальность конструкции подчеркивали широченные задние стойки кузова и стильные воздухозаборники, с помощью которых охлаждался расположенный сзади двигатель. Для большей жесткости кузов был трехдверным. А двери, чтобы снизить нагрузку на стойки, конструктор сделал сдвижными. По словам создателя машины, он старался воплотить в жизнь «ракетный» дизайн. Насколько ему удалось приблизиться к цели, вопрос. Но благодаря оригинальной двухцветной окраске «ракетные» мотивы действительно просматривались.
Помимо запорожских деталей, в «Фантазии» использовались элементы от других представителей советского автопрома. Например, задние фонари были позаимствованы у «копейки», а щиток приборов у «Москвича». Салон оказался довольно просторным, практичным и аскетичным. Любопытно, что передние сиденья были поворотными для удобства посадки и высадки. Передняя панель, изначально выполненная в металле, впоследствии была оклеена пленкой под дерево. А самодельное радио, великодушно подаренное автору машины знакомым-радиолюбителем, уступило место фирменной магнитоле. Вишенкой на торте «Фантазия» стала оригинальная эмблема, на которой читалось не только место происхождения, но и САМодельность конструкции.
Процесс изготовления и сборки, длившийся четыре с половиной года, проходил каждый вечер, а также в выходные и отпуска напролет. На создание машины было потрачено 2100 рублей. Для сравнения, «Запорожец» тогда стоил 3500. Мечта самодельщика осуществилась к 1973 году, когда автомобиль был полностью доведен до кондиции. На повестке дня (в том числе и для регистрации автомобиля в ГАИ) встал вопрос о названии. «Фантазия» — как продукт собственного воображения — было предпочтено таким именам, как «Мечта», «Искра», «Белорусочка» и даже «Аврора».
Зеркала и колеса в семидесятых были в сфере интереса у криминальных элементов, поэтому первые автор машины сделал быстросъемными, а вторые «оберегались» колпаками, демонтировать которые можно было исключительно с помощью специального самодельного ключа. С первого раза зарегистрировать самоделку в ГАИ не удалось. Ее длина превышала установленный норматив в 3,5 м на целых 25 см. Автор был в курсе нарушения регламента, но при меньшей длине «Фантазия», на его взгляд, получалась чересчур куцей. К тому же места для двигателя, который располагался сзади, было бы недостаточно. Два раза умелец получал отказ, но на третий регистрация удалась. Причем благодаря тому, что в очереди оказался еще один самодельный автомобиль, напоминавший архаичную телегу. На его фоне «Фантазия» выглядела просто великолепно. Завороженные гаишники плюнули на лишние сантиметры и зарегистрировали детище «фантазера». Любопытно, что отказы в регистрации не смогли сдержать одержимость конструктора. Целый год он колесил на машине с незаконным номерным знаком «Проба». В Минске его никто не останавливал, так как инспекторы думали, что в поле их зрения находится какой-то экспериментальный автомобиль или иномарка. И во время дальних поездок по Белоруссии удавалось избегать штрафов — невиданная самоделка располагала к себе сотрудников ГАИ.
В процессе длительной эксплуатации автор «Фантазии» пришел к главному выводу, что его творение вполне жизнеспособно. А дальше начались доработки. Слишком жесткую торсионную переднюю подвеску мастер заменил более мягкой самодельной типа McPherson, оставив заднюю «запорожской». Несколько позже на «Фантазии» появился мотор от чехословацкой «Шкоды». Новый силовой агрегат был приобретен без документов, и гаишники опять заартачились: потребовали рассчитать объем двигателя, нагрузки на оси, центр тяжести и прочие показатели. Замеры и вычисления показали, что объем мотора составляет 980 «кубиков». А запас прочности конструкции автомобиля в целом оказался больше, чем в серийных машинах! Новый двигатель был намного лучше прежнего, но под него пришлось переделывать тяги и электрооборудование.
Впоследствии, во времена перестройки, самодельщики получили больше свободы. Тогда им было разрешено использовать двигатели объемом до 1,2 литра. «Фантазер» не остался в стороне и установил на свою «Фантазию» движок от «копейки». Причем теперь силовой агрегат переместился из багажника под капот. Для этого пришлось немного поколдовать, переварив раму, перебрав подвеску и усилив шумоизоляцию. Но, по мнению автора, игра стоила свеч. С 64-сильным мотором он разгонялся на «Фантазии» до 140 км/ч, что было почти сопоставимо со скоростным пределом «Жигулей». К слову, переосмысленная самоделка и весила по-«жигулевски» — 1030 кг. И аппетит был как у «копейки» — «червонец» на сотню.
Изменялась «Фантазия» не только технически. Печать благородства коснулась внешности. Так, например, заурядная радиаторная решетка от «Москвича» уступила место элегантному самодельному украшению. А круглые «зиловские» фары со временем спрятались в изящных застекленных колодцах. За 300 тысяч километров, которые пробежал автомобиль, он, по словам автора, ни разу серьезно не ломался. Наверное, именно поэтому на периодические предложения о продаже машины (самое заманчивое из которых поступило от финнов, которые давали 10 тысяч евро) автор «Фантазии» однозначно отвечал отказом.
Комментарии (0)