Все про автомобили для мужчин

Советский газотурбинный автобус НАМИ-053

Недавно я писал об американском грузовике Кенворт, на который вместо обычного дизельного двигателя установили турбину. В СССР тоже проводились эксперименты с газотурбинными силовыми установками на автомобильном транспорте. Одна из таких – уникальный автобус НАМИ-053, созданный инженерами НАМИ совместно со специалистами Завода имени Лихачева.

В качестве основы был взят ЗИЛ-127, как наиболее приспособленный на тот момент для длительных дальних поездок. О нем я писал раньше, ссылка будет в конце поста, а здесь больше о необычной силовой установке будет.

Штатный дизельный двигатель автобуса уступил место газотурбинному, в корпусе которого были компрессорная и силовая часть. Конструкция была двухвальной, компрессорная и силовая часть механически между собой связаны не были, что исключало остановку турбины из-за перегрузки.

Из-за высоких оборотов силовой турбины, между ней и коробкой передач был установлен планетарный редуктор, снижавший обороты с «самолётных» 20 000 об/мин до автомобильных. Всё это находилось в едином корпусе силового агрегата мощностью 350 л.с., разработанного в НАМИ. Впоследствии мощность снизили до 180 л.с.

Из-за особенностей мотора приходилось под стать ему и коробку передач создавать. Разрабатывали её специалисты ЗИЛа, коробка имела 2 скорости вперед и одну назад. Переключение передач осуществлял водитель, впрочем, часто их переключать не требовалось, а режим нейтрали в коробке отсутствовал, как и сцепление в его классическом для автомобилиста понимании, иначе из-за сброса нагрузки переходом на нейтраль, агрегат мог резко выйти в запредельный для себя режим работы и разрушиться.

В ходе испытаний газотурбинный автобус проехал более 15 тыс. километров в разных условиях. Средняя скорость на трассе составляла 80-100 км/час, максимальная была фантастической для автобуса в 1959 году – 130 км/час. Положительным моментом был лёгкий запуск турбины в холодное время года, а так же её многотопливность. Перегрева в жару не наблюдалось, температура в моторном отсеке была в среднем на 15 градусов выше, чем у дизельного собрата. За счёт более лёгкого силового агрегата снижался и общий вес.

Из отрицательных моментов была сложность с управлением, ведь газотурбинный агрегат быстро набирал обороты, перегревались и быстро изнашивались тормоза, так как снижать скорость двигателем возможности не было, в городе расход топлива превышал все разумные пределы, к тому же на малой скорости турбина начинала перегреваться. До наших дней этот уникальный газотрубинный автобус не сохранился, остались о нем лишь воспоминания в виде фотографий и статья в журнале «За Рулем», в архиве за 1983 год.

Источник


Источник: Советский газотурбинный автобус НАМИ-053
Опубликовал:
Теги: авто Факты транспорт Обзоры зил скорость история Фотография автобус

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
НАМИ-012: советский дровяной паромобиль
НАМИ-012: советский дровяной паромобиль
11
Авто-Тема 18:46 25 мар 2021
Бешеные машины СССР
Бешеные машины СССР
1
Авто-Тема 21:25 08 янв 2019
ПАЗ-672: Советский автобус, который не любили шофёры
ПАЗ-672: Советский автобус, который не любили шофёры
0
Авто-Тема 15:00 03 июл 2021
Почему советский автобус ЛиАЗ “Луноход” гремел бутылками?
Почему советский автобус ЛиАЗ “Луноход” гремел бутылками?
0
Авто-Тема 13:31 12 мар 2021
«Спутник» СМЗ-НАМИ-086: Малоизвестный советский компакт-кар для широких масс
«Спутник» СМЗ-НАМИ-086: Малоизвестный советский компакт-кар для широких масс
0
Авто-Тема 15:38 15 янв 2022
10 запоминающихся автобусов, которые не грех и на выставку отправить
10 запоминающихся автобусов, которые не грех и на выставку отправить
1
Авто-Тема 15:25 08 ноя 2023
КАвЗ-685: идеальный советский автобус для сельской местности
КАвЗ-685: идеальный советский автобус для сельской местности
0
Авто-Тема 10:34 15 мар 2021
В ПФР ПОСТАВИЛИ ТОЧКУ: ЗА "СОВЕТСКИЙ СТАЖ" ПОЛОЖЕНА ПРИБАВКА - ПОРА ЗАБИРАТЬ
В ПФР ПОСТАВИЛИ ТОЧКУ: ЗА "СОВЕТСКИЙ СТАЖ" ПОЛОЖЕНА ПРИБАВКА - ПОРА ЗАБИРАТЬ
28
Ваши новости 14:01 14 ноя 2021
«Мы — русские. С нами Бог!»©
«Мы — русские. С нами Бог!»©
79
Ваши новости 11:45 16 май 2021
Фантазии об автомобиле будущего: НАМИ-013
Фантазии об автомобиле будущего: НАМИ-013
0
Авто-Тема 10:40 05 ноя 2021
«Инцидент Николсона»: как советский часовой в 1985 году застрелил американского шпиона
«Инцидент Николсона»: как советский часовой в 1985 году застрелил американского шпиона
62
Мужской журнал 08:00 03 окт 2021
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
4
Все о работе руками 10:20 20 ноя 2024

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства