Каталитический нейтрализатор – один из самых спорных узлов в конструкции современных автомобилей. Производители постоянно усложняют и усовершенствуют конструкцию с целью минимизации объёмов вредных выбросов в атмосферу. Многие владельцы автомобилей считают устройство бесполезным и убирают его даже в исправном состоянии. Эксплуатация машины без катализатора имеет свои преимущества и недостатки, о которых я расскажу далее.
Каталитические конверторы (нейтрализаторы, "катализаторы") стали использовать в легковых автомобилях более 50 лет назад. Широкое применение конструкции связано с введением жёстких экологических требований стандарта Евро-3. Современные катализаторы представляют собой керамические соты, на поверхность которых нанесено напыление из редких металлов. Проходя внутри них, выхлопные газы вступают в реакцию: вредный оксид азота частично распадается на безопасные для окружающей среды азот и кислород.
На бумаге конструкция выглядит полезной, но у многих владельцев она вызывает негативное отношение. При выходе катализатора из строя требуется его замена, которая даже на бюджетном автомобиле обойдётся в несколько десятков тысяч рублей. Подлили масла в огонь южнокорейские производители, нейтрализаторы которых не отличались надёжностью. Известно множество случаев, когда при небольшом пробеге катализаторы повреждались и рассыпались, а керамическая пыль попадала в цилиндры через систему рециркуляции выхлопных газов. Ограниченная гарантия на узел приводила к невозможности бесплатного ремонта.
Вышеописанные факторы спровоцировали бум на рынке удаления катализаторов. В каждом крупном городе появились специализированные СТО и пункты приёма подержанных комплектующих. Однако, далеко не все автовладельцы остались довольны результатом после удаления катализатора. Многие из них пожалели о решении и вернули деталь спустя несколько месяцев эксплуатации.
Для начала давайте поговорим о положительных эффектах от удаления катализатора. Первый из них – освобождение выхлопной системы от "лишней детали". Доказано, что, при прочих равных условиях, расход топлива без катализатора немного снижается (порядка 3%), а мощность двигателя возрастает на 1-2%. Причина подобного явления кроется в отсутствии противодавления, создаваемого катализатором в выпускной системе.
Отсутствие риска разрушения катализатора – ещё одно несомненное преимущество. В ходе эксплуатации автомобиля керамические соты могут повреждаться, а пыль от них попадает в двигатель через систему рециркуляции выхлопных газов (клапан EGR). Это неизбежно влечёт за собой образование дефектов в поршневой системе, поэтому на ряде автомобилей с проблемными катализаторами рекомендуется периодически осматривать конструкцию.
Многие автолюбители удаляют каталитические нейтрализаторы, руководствуясь соображениями экономии. При выходе узла из строя существует возможность его замены на новый, но эта процедура обойдётся в значительную сумму. Удаление катализатора намного дешевле, а его последующая сдача в пункт позволяет покрыть расходы частично или даже полностью.
Перейдём к недостаткам, которые для многих автомобилистов оказываются значительнее преимуществ. Первый из них – появление неприятного запаха из выхлопной трубы при запущенном двигателе. Это явление напрямую зависит от качества и характеристик используемого топлива, но многие автовладельцы сетуют на ароматы "Жигулей" рядом с их современной иномаркой без катализатора. Вредные вещества, попадающие в салон машины, явно не лучшим образом сказываются на здоровье водителя и пассажиров.
Не менее серьёзная проблема – "масложор" после удаления катализатора. Подобное явление связно с тем же противодавлением в выпускной системе. Из-за изменения параметров нарушается работа поршневой системы, поэтому двигатель, который раньше не расходовал моторное масло, может начать потреблять его литрами между ТО. Подобная проблема наблюдается не на всех автомобилях, но перед принятием решения об удалении катализатора рекомендую ознакомиться с опытом других владельцев аналогичной машины.
Массовая забота об окружающей среде пока что не распространена в нашем обществе, но нормативные ограничения действуют уже много лет. Автомобиль с удалённым катализатором не сможет пройти технический осмотр из-за превышения концентрации вредных веществ в выхлопных газах. Сейчас этот недостаток не столь актуален в свете фактической отмены техосмотра личного транспорта, тем не менее, через несколько лет ситуация может в корне измениться, а отсутствие каталитического нейтрализатора повлечёт за собой невозможность эксплуатации транспортного средства на дорогах общего пользования.
Комментарии (0)