Все про автомобили для мужчин

«Ныса» против «Рафика»: за что советские водители любили и ненавидели польский микроавтобус

Представьте себе, что вас попросили собрать технику для фильма про жизнь в СССР полвека назад. Вы бы кинулись к автоколлекционерам – собирать «Запорожцы», «Москвичи» и «Волги», «Газоны» и «Зилки», венгерские «Икарусы» и чешские «Татры». Возможно, добавили бы «Чайку» для колорита. Все равно чего-то не хватает... Ах да, польские микроавтобусы.

Архив «Колёса.ру»

В советской Польше выпускалась довольно большая гамма автомобилей, от малолитражек до грузовиков.

Однако Советский Союз закупал у дружественных соседей только микроавтобусы и легкие фургоны, поскольку выпуска родных заводов ЕрАЗ и РАФ на всех не хватало.

В Польше выпускались машины этого класса двух марок: Zuk и Nysa, и эти фургоны бегали по всему социалистическому лагерю, от Кубы до Северной Кореи, и даже встречались в Западной Европе – там «Нысы» ценили за невысокую цену, неприхотливость и простоту.

Кстати, о Zuk

Что касается «Нысы», ее делал «Завод доставочных автомобилей» (Fabryka Samochodow Dostawczych) в одноименном городе.

Nysa 521

Архив "Колёса.ру"

Наиболее известен микроавтобус с индексом 521, который начали выпускать в 1969 году. О чем вам говорит этот год? Если вы знакомы с автомобильной историей, внешность польского автомобиля вызовет у вас неоднозначное отношение. С одной стороны, лобастый фургон однозначно симпатичен, а его стиль перекликается с эстетикой наших грузовиков ГАЗ-53 и ЗИЛ-130 – округлые сдержанные формы, панорамное стекло.

Однако вспомним, что советские грузовики – это продукт первой половины шестидесятых, а к моменту презентации Nysa 521 автомобильная мода стремительно уходила от округлости в сторону острых граней. При всей симпатичности, дизайн польской машины все-таки был сильно консервативным. Но что за дело непритязательным советским водителям до дизайна? Главное, чтобы машина хорошо ехала и была удобной.

Удобства хватало

Особенно если сравнивать с советским РАФ-977 и его ереванским клоном ЕрАЗ. В крыше Nysa 521 конструкторы оборудовали два вентиляционных люка, печка работала хорошо, а боковая дверь в салон сдвигалась, а не распахивалась. Доступ к мотору для обслуживания открывался и со стороны передка, и со стороны салона – удобно подобраться с любой стороны, к любому агрегату.

Изготавливались польские машины с более высоким качеством, а кузова фосфатировали и покрывали краской в четыре слоя.

В салоне обилие голого металла и острых углов, но обратите внимание на симпатичную расцветку кресла.

Архив "Колёса.ру"

А кроме того, Nysa била «рафики» всухую, когда речь заходила о версиях под разные назначения. Польская машина выпускалась в массе вариантов, от изотермического фургона до мобильной лаборатории. Когда немецкие покупатели захотели пикап с двухрядной кабиной и открытым кузовом, поляки сделали и такую модификацию.

Ездок из «Нысы"... нысовый

Главной проблемой машины были шасси и двигатель, позаимствованные от легкового автомобиля Warszawa – польского клона нашей ГАЗ М-20 «Победа». По меркам семидесятых годов, эта агрегатная база была устаревшей даже не на одно, а на два поколения! ГАЗ уже более десяти лет как отправил «Победу» на пенсию, а теперь готовился и сменившую ее ГАЗ-21 «Волга» сменить на более современную ГАЗ-24.

Испытания «Нысы» на полигоне НАМИ впечатлили инженеров, но не в позитивном смысле.

Архив "Колёса.ру"

Все это делало микроаавтобус нединамичным, тихоходным и не особо-то экономичным. Что хуже, высокий центр тяжести делал его еще и очень неустойчивым. На европейских улочках, где сильно не разгонишься, это может быть и ничего, но поставьте-ка «Нысу» на горный серпантин где-нибудь в Грузинской ССР – вам станет страшно.

Все эти недостатки стали особенно заметны на фоне нового РАФ-2203, выпуск которого начался в 1975 году – латышская новинка получила новейший мотор и шасси от ГАЗ-24 и модный, устойчивый и обтекаемый несущий кузов.

VintageMotors / Wikipedia

Поляки понимали, что устаревшая агрегатная база потребителям не нравится, и собирались модернизировать машину. Например, для Европы сделали версию с двигателем от ГАЗ-21 «Волга». Разрабатывался даже вариант с передним приводом.

Но советская система управления промышленностью не дала заводу шанс воплотить ее в жизнь: деньги на разработку должно было дать правительство, а среди чиновников в создании новой модели заинтересованных не оказалось. Машину лишь немного модернизировали, присвоив индекс 522, и в таком виде выпускали до 1993 года, когда ее истории пришел закономерный конец.


Источник: «Ныса» против «Рафика»: за что советские водители любили и ненавидели польский микроавтобус
Опубликовал:

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Почему советские водители любили ЗИЛ 133 Г2
Почему советские водители любили ЗИЛ 133 Г2
0
Авто-Тема 12:11 08 янв 2022
Танк ленд-лиза «Черчилль»: за что его любили советские танкисты
Танк ленд-лиза «Черчилль»: за что его любили советские танкисты
16
Авто-Тема 13:19 06 май 2019
Срочно выписать «польский» рецепт
Срочно выписать «польский» рецепт
4
Ваши новости 17:00 23 фев 2022
Чем занимались советские знаменитости на подмосковных дачах
Чем занимались советские знаменитости на подмосковных дачах
3
Все о работе руками 14:20 07 окт 2019
За что водители ненавидели танк Panzer V «Пантера»?
За что водители ненавидели танк Panzer V «Пантера»?
0
Авто-Тема 11:53 10 дек 2021
За что водители любили и не любили зимние шины «Снежинка»
За что водители любили и не любили зимние шины «Снежинка»
0
Авто-Тема 12:43 20 сен 2021
Секрет притягательности дач: почему советские граждане отовсюду съезжались на свой участок
Секрет притягательности дач: почему советские граждане отовсюду съезжались на свой участок
2
Все о работе руками 10:01 04 май 2024
Польский гонор и… союзная честь
Польский гонор и… союзная честь
3
Мужской журнал 09:01 16 сен 2019
Польский Харьков: бред становится реальностью
Польский Харьков: бред становится реальностью
3
Ваши новости 03:01 05 июл 2018
Почему в СССР любили строить именно девятиэтажки?
Почему в СССР любили строить именно девятиэтажки?
2
Все о работе руками 06:00 22 янв 2024
Грабитель, пьяница, эсэсовец. Генерала Шкуро ненавидели и красные, и белые
Грабитель, пьяница, эсэсовец. Генерала Шкуро ненавидели и красные, и белые
24
Мужской журнал 08:01 01 апр 2021
Как включать вилку в розетку? "Хвостом" вниз или вверх?
Как включать вилку в розетку? "Хвостом" вниз или вверх?
2
Все о работе руками 12:01 04 май 2024

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства