Все про автомобили для мужчин
 Микроавтобус в 1960-х был для советского человека неким «полулюксом» среди общественного транспорта – билет н

Несостоявшийся «Старт»: почему футуристичный микроавтобус не выехал на дороги СССР



 

Микроавтобус в 1960-х был для советского человека неким «полулюксом» среди общественного транспорта – билет на проезд в знаменитом «Рафике» стоил дороже, чем автобусный. Однако далеко не все знают, что чудо прибалтийского автопрома в какой-то момент могло обзавестись конкурентом. Вот только на советские дороги он так и не доехал, зато на века был запечатлен на киноленте. Все это о «Старте» - самом красивом микроавтобусе СССР.

 

 

 

Микроавтобус получился футуристичный. /Фото: drive.ru

Пожалуй, не было в Советском Союзе человека, который не смотрел давно ставшую легендарной кинокомедию Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Этот фильм обсуждался всеми, но говорили не только о занятном сюжете и смешных персонажах. Многих заинтересовал четырехколесный «актер», появившийся в самой последней сцене – когда Шурик провожает Нину, а затем она уезжает на красивом микроавтобусе. Этот футуристичный автомобиль и стал предметом споров о его происхождении: одни говорили, что он иностранный, другие – что его построили специально для съемок.

 

Кадр из кинокомедии Кавказская пленница. /Фото: svatove city

На самом же деле микроавтобус назывался «Старт», был детищем Северодонецкой Авторемонтной базы (САРБ) и вполне мог занять достойное место в дорожном движении советских городов. Но этого так и не произошло, хотя начиналось все довольно оптимистично.

Справедливости ради стоит сказать, что «Старт» был создан, по сути, на чистом энтузиазме. А дело было так: новый на тот момент начальник Северодонецкой Авторемонтной базы А.С.Антонов, который слыл товарищем активным и, как сегодня бы сказали, креативным, задумал эксперимент – создать автомобильный прицеп для туристов. Причем материал для него выбрал популярный в то время, но нетривиальный для автомобилестроения – стеклопластик.

 

Небольшая газетная заметка о машине. /Фото: bigpicture.ru

Но на одной идее деятельный товарищ Антонов не остановился – практически сразу он решил построить целый автомобиль с кузовом из стеклопластика. Несмотря на то, что проектами такой сложности САРБ ранее не занимались, от задумки отказываться никто не собирался: на помощь пришли специалисты Харьковского Автодорожного института, среди которых был и художник Юрия Андроса. Именно он и создал тот необычный для советского обывателя внешний вид автомобиля, который уже было решено «сделать» микроавтобусом.

 

Модель Старта в масштабе. /Фото: bigpicture.ru

 

Этой футуристичной машине как будто в противовес дали вполне привычное, даже обыденное как для начала 1960-х название – «Старт». Сам же микроавтобус был построен очень быстро, всего за полтора месяца. Практически сразу после этого опытный ездовой образец отправился в Москву на «смотрины», своим ходом преодолев около тысячи километров расстояния.

 

На улицах города по дороге в Москву. /Фото: drive.ru

В столице красивый микроавтобус сразу же обратил на себя внимание, в том числе смог впечатлить лично Никиту Сергеевича Хрущева. Конечно, столь высокая оценка поспособствовала тому, что из Горького в Донецк направили сразу полсотни машинокомплектов для налаживания серийного производства. Однако дальше цифры в пятьдесят штук дело не зашло – после прихода к власти Леонида Ильича Брежнева поставки были прекращены.

 

Салон Старта. /Фото: bigpicture.ru

Однако на этом неприятности необычного микроавтобуса не закончились. Так как на советских дорогах все еще не хватало этого типа транспорта, было решено все же протестировать «Старт» на Дмитровском автополигоне. Вот только результате оказались не теми, на которые рассчитывалось: выяснилось, что микроавтобус как раз из-за своих футуристических деталей сильно потерял в аэродинамике.

Кроме того, создание «Старта» было, по сути, полукустарным с немалой долей ручного труда. А это, в свою очередь, стало причиной не только наличия конструктивных недостатков, но и значительного удорожания себестоимости автомобиля – его производство потенциально обошлось бы почти вдвое больше, чем того же «Рафика». Поэтому в конечном итоге на дорогах остался лишь прибалтийский микроавтобус.

 

У Старта случился фальстарт. /Фото: wikipedia.org

История же «Старта» закончилась, толком не начавшись – всего их успели изготовить около сотни, но судьба большинства из них неизвестна. Те же, что остались, чаще всего являются собственностью частных коллекционеров. Но и по сей день иногда появляется информация о восстановлении самого красивого советского микроавтобуса – благо, его стеклопластиковый кузов время коснулось не так сильно, как металлические.

 

Необычный материал позволяет оставаться кузову целым даже полвека спустя. /Фото: vz.ua

Источник


Источник: Несостоявшийся «Старт»: почему футуристичный микроавтобус не выехал на дороги СССР
Опубликовал:
Теги: дорога автомобиль СССР благо власть

Комментарии (6)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Александр Стародубцев 
При запуске на конвеер большинство ручного труда, автоматизируют и многие болячки устраняют.
Причина в другом - не было свободных мощностей. Стране нужно было оружие, а не гражданская продукция, на чем и погорели.
Олег Ткаченко
Погорели потому что усилено разваливали, а не из за орудия. Бредни познера здесь не надо озвучивать.
павел агеев
Абсолютный бред, ну или простейшее на уровне амебы, а не человека, обобщение! Вот ты серьезно! или дебил! Вот ЩАС сука будем переводить 2000 производств - портянок, посуды, пороха, патронов,фляжек, ложек, обмундирования, штыков, тушенки бляд. в автомобили .... питекантроп бля... при том что на слесарей, токарей и проч м спец. одежда есть и инструмент - а по твоей дебильной логике как раз эти все были бы голыми!!!
Олег Ткаченко
Ездили такие маршрутки в Ташкенте, но не долго.
Александр Хиль 
У меня в детстве был игрушечный такой микроавтобус!
павел агеев
Система в в плане разнообразия была дебильной это раз. Ущербной в личном плане это два. Расшифровка - почему десятки проектов, величайшего конструкторского отдела АЗЛК остались на помойке? Да и пара тройка тольятинцев и горьковчан - вот принесли проект на политбюро - слесарям, партийцам, жополизам и проч - и что? понравилось генсеку полное гавно - выпускайте, не понравился хоть и абсолютный технический или дизайнерский шедевр- на помойку! а жизнь показала что все это - без исключения нашло место в жизни, как не странно... у них! А как иначе. конструтрор показывает свое прогрессивное, ему от ворот поворот и берут слизывают или покупают их проверенное,а те... ОНИ лямзят идеи наши (в чем признавались не раз) и через ... лет опять продают... ) так что в чем виноват конструктор, что Хрушеву нравится Паккард, а Брежневу Кадилак например?





































8_
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Почему не сложилась судьба самого красивого советского микроавтобуса
Почему не сложилась судьба самого красивого советского микроавтобуса
4
Авто-Тема 11:20 02 авг 2017
"Дорогой на первое у нас похоже тоже ceкc."
"Дорогой на первое у нас похоже тоже ceкc."
26
Мужской журнал 19:02 30 окт 2017
Как правильно выбирать плиточника? На что смотреть во время работы? Как правильно выбирать плиточника? На что смотреть во время работы?
Почему СССР не воевал на трофейных немецких Тиграх и Пантерах
Почему СССР не воевал на трофейных немецких Тиграх и Пантерах
32
Авто-Тема 21:52 28 фев 2019
Почему КГБ запретило использовать в СССР супермаховик Гулиа
Почему КГБ запретило использовать в СССР супермаховик Гулиа
56
Мужской журнал 07:00 04 май 2019
Почему у нас плохие дороги: откровения бывшего "дорожника"
Почему у нас плохие дороги: откровения бывшего "дорожника"
7
Авто-Тема 09:53 25 май 2018
Volkswagen Microbus Deluxe 1960. Как дорого можно продать старый микроавтобус?
Volkswagen Microbus Deluxe 1960. Как дорого можно продать старый микроавтобус?
0
Авто-Тема 12:16 27 ноя 2017
Почему в СССР не были популярны дизели
Почему в СССР не были популярны дизели
5
Авто-Тема 11:39 16 фев 2018
Почему в СССР был дефицит колбасы?
Почему в СССР был дефицит колбасы?
26
Ваши новости 17:01 25 май 2018
Дороже золота
Дороже золота
6
Мужской журнал 10:01 06 фев 2019
Автотуризм в СССР Дорога к морю в 60-х
Автотуризм в СССР Дорога к морю в 60-х
1
Авто-Тема 23:51 21 июн 2018
Как строят дороги в Германии и почему так не делают у нас
Как строят дороги в Германии и почему так не делают у нас
4
Авто-Тема 14:27 26 сен 2017
Французские СМИ назвали главную стратегическую ошибку Запада.
Французские СМИ назвали главную стратегическую ошибку Запада.
0
Ваши новости 02:31 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства