Она очень красива, даже слишком. Отсутствие крыши идеально подчеркивает изначально удачные пропорции “двадцатьчетверки” и мгновенное заставляет забыть, что перед тобой, по сути, заколхоженный автомобиль.
Вместо эпиграфа вспомнился хороший анекдот.
- Приходит как-то к полковнику сын и спрашивает:
- – Папа, скажи, когда я вырасту, я стану сержантом?
- – Конечно же, станешь, сынок!
- – А потом лейтенантом?
- – И лейтенантом тоже!
- – А майором?
- – Разумеется!
- – Пап, и полковником?
- – Ну и полковником, наверное, тоже.
- – А потом уже и генералом?!
- – Вот это уже вряд ли. У генерала, видишь ли, свой сын есть…
Это все к чему? А к тому, что в армии, каждый должен знать свое место. В целом по жизни это правило тоже действует, но в армии субординация – святое.
Я с детства любил читать про машины и про армию. Энциклопедия “Великая Отечественная война” – настольная книга по сути. И, конечно же, мне страшно нравились военные парады по телеку. Может кто и забыл, но советское телевидение было весьма забавной штукой. Количество каналов составляло в лучшем случае шесть (на некоторых ТВ-приемниках было ровно такое количество программных кнопок) и показывали по ним обычно всякую фигню.
Даже вспоминать не хочется все эти невозможные “Сельские часы”, “До 16 и старше”, “А ну ка девушки”… Куда как зрелищнее выглядели вымуштрованные бойцы с приклеенным вправо и вверх взглядом – туда, на трибуну мавзолея, бравурные марши военного оркестра с изрядным содержанием духовых и перкуссий, пафосный процесс осмотра войск. Сеанс, короче говоря…
Впервые автомобили на главном военно-торжественном смотре страны появились в 1953 году. До этого принимающему и командующему парадом вынуждено приходилось демонстрировать высокий класс верховой езды. Не всегда получалось гладко – бывало высокопоставленные чины и выпадали из седла… Лошадь она же глупая, ей же как сержанту не прикажешь…
Разумеется, первые парадные ЗИС-110 понравились советским военачальникам куда больше, чем норовистые скакуны. С тех пор автомобилям они больше не изменяли, пересаживаясь из 110-х в ЗИЛ-111, потом в 114-е, затем в 115-е (4104)…
Хорошо все-таки быть маршалом! По-крайней мере, точно знаешь, что на параде тебе достанется самая козырная тачка…
Но каково приходилось генералам и прочим полковникам? Парады в Советское время не ограничивались экшеном на Красной площади. В майские, равно как и в ноябрьские праздники, смотры военной мощи проходили и в Ленинграде, и в Киеве, и в Минске. Да что там города-миллионники! В каждом уважающем себя гарнизоне, в каждой более-менее приличной военной части парады были частью обязательной программы. И вот тут-то и возникал вопрос, бессонными ночами отравлявший жизнь командирам гарнизонов по всему Союзу: на чем его (то есть парад) принимать?
Правительственные ЗИЛы и даже выездная техника рангом пониже – тот же кабриолет ГАЗ-14-05 – не положен им по статусу. Выглядеть-то подобающим образом надо, но как, если последние кабриолеты на базе подходящей по статусу “Победу” перестали выпускать еще в год первого “автомобильного” парада на Красной площади, то есть в 1953?..
Так в дело пошли военная смекалка и золотые руки специалистов ремонтных заводов. Ведь если подходящего для решении задачи объекта не существует, его нужно создать. Причем из имеющихся компонентов.
Переделкой “волжанок” – сначала 21-х, а позже и 24-х – в парадные кабриолеты занимались многие. Например, журнал “За Рулем” рассказывал об открытой версии ГАЗ-21 авторства Новосибирского авторемонтного завода № 15 (ГУП-15ВЗ). Но самым большим специалистом по “обезглавливанию” 24-х считался 38-й опытный завод Министерства обороны в Бронницах.
Это был не какой-то там АРЗ, коих в стране насчитывались десятки. Это скорее Детройт в миниатюре! В Бронницах действовало не только ремонтно-сборочное производство. Здесь функционировал вполне себе круто оснащенный полигон (не только танковый), обслуживавший потребности 21-й Научно-исследовательского и испытательного института (21 НИИИ) Министерства обороны СССР. Какой здесь только удивительной техники не понапридумывали – надо будет этой теме как-нибудь отдельное внимание уделить – так что кабриолет на базе ГАЗ-24 это так, "первый класс, вторая четверть".
Да и вообще кабриолетом машину на этих снимках в полном смысле назвать нельзя. Ведь крыша автомобиля отсутствует как класс. Кофр за вторым рядом сидений – чистая бутафория. Зачем парадному автомобилю используемому от случая к случаю и хранящемуся опять же в теплом гараже складной верх? Баловство одно. Правильнее, пожалуй, называть эту “Волгу” фаэтоном. Боковые стекла ведь тоже не поднимаются – дверные щели любовно заделаны нержавейкой, при том что ручки стеклоподъемников в салоне остались. Для красоты, не иначе…
Лишившись крыши ГАЗ-24 лишился и конструктивно заложенной жесткости кузова. Поэтому к днищу приварен Х-образный силовой элемент, а одна из задних дверей заварена. Нечего туда-сюда шастать. В любом случае, на современном языке все это называется “незаконное внесение изменений в конструкцию транспортного средства”.
Из других особенностей машины: серо-стальной так называемый “шаровый” цвет кузова и демонтированное кресло переднего пассажира, на месте которого обустроено стоячее место с перилами – чтобы принимающий парад ненароком не выпал из салона, если водитель вдруг резче обычного нажмет на газ. В остальном все стоковое: мотор, коробка, ходовая.
При ближайшем рассмотрении кабриолет, тьфу, то есть фаэтон на базе ГАЗ-24, конечно, выдает свою сущность из серии “Сделано в СССР. Сделано на коленке”: псевдокофр и закрытые нержавейкой верхние кромки дверей в особенности. Но мне, если честно, все равно. Совершенно классные пропорции и благородная стать открытой парадной “Волги” компенсируют любые несовершенства конструкции.
Не думал, что скажу такое, но вот такой “колхоз” мне даже по душе.
Комментарии (0)