Карьерные самосвалы занимают особое место в машиностроении. Многотонные металлические монстры поражают взгляд, а на их фоне человек выглядит очень маленьким. Пожалуй, самым известным производителем карьерных самосвалов на постсоветском пространстве является Белорусский автомобильный завод ("БелАЗ"). Давайте посмотрим, что выпускают на предприятии сейчас, и есть ли у него перспективы.
История завода началась в 1947 году, когда недалеко от города Жодино открылось производство катков, кусторезов, снегоочистителей и других машин. Активная индустриализация в 50-х повлекла за собой изменение специализации предприятия. Уже через 3 года здесь стали собирать карьерные самосвалы "МАЗа", а первая собственная модель появилась в 1961 году.
Размеры грузовиков впечатляли, а их грузоподъёмность позволяла выполнять целый спектр задач. Одной из самых известных моделей стала 7251, которая являлась ответом на американский карьерный самосвал Lectra Haul M200 от компании Unit Rig. Несмотря на ряд компоновочных схожестей, "БелАЗ" имел немало собственных технических решений.
Предприятие под Жодино смогло пережить непростые времена в 1990-х годах. Однако, вектор развития новых моделей и модификации старых стал меняться. Доступ к мировым технологиям повлёк за собой изменение подхода к комплектующим. Многие детали стали закупаться у именитых производителей из-за рубежа, что позволило быстро модернизировать автомобили без значительного роста себестоимости.
Буквально за несколько лет "БелАЗ" наверстал техническое отставание и во-многом не стал упускать западным аналогам. Это обеспечила уверенное экономическое развитие предприятия. Активное развитие затронуло линейку погрузчиков и бульдозеров.
В 2013 году "БелАЗ" представил модель 75710, которая вошла в Книгу рекордов Гиннеса как самый грузоподъёмный карьерный самосвал в мире. Машина перевезла груз массой 503,5 тонны, благодаря чему получила известность на весь мир. Однако, даже это не позволило предприятию избежать определённого кризиса.
Пик объёмов производства на "БелАЗе" произошёл в нулевых годах. Те времена стали периодом активного экономического развития ряда постсоветских стран. Несмотря на доступ к западному рынку, продукция "БелАЗа" пользовалась наибольшим спросом в России (порядка 75% от общего объёма импорта). Доля Евросоюза составляла лишь 5%. В 2008 году предприятие под Жодино выпустило 1861 единицу машин.
Мировой финансовый кризис просадил объёмы выпуска в 3 раза. Восстановиться удалось лишь к 2012 году, когда завод выпустил 1649 машин. После этого на завод повлияли кризисные времена в России 2014-2015 годов. В 2018-м "БелАЗ" выпустил 1097 машин, в 2019-м 862 машины, а в 2020-м лишь 358 экземпляров (влияние пандемии).
Летом 2021 года от сотрудничества с заводом под Жодино отказался целый ряд важных партнеров. Среди них: Cummins и Rolls-Royce Group (дизельные двигатели), Danfoss (гидроусилители, насосы-дозаторы), Bosch (опрокидывающий механизм), Liebherr (станки для производства редукторов).
Все эти события значительно ограничили объёмы выпуска и модельный ряд "БелАЗа". Предприятию приходится выпускать лёгкие версии с двигателями ЯМЗ, а также активно искать замену для комплектующих от производителей, прекративших сотрудничество. Несмотря на ослабление кризиса, в 2021-м году "БелАЗ" продал лишь 387 карьерных самосвалов. Будущее предприятия пока что под вопросом: многие зависит от экономического состояния основных рынков сбыта продукции.
Комментарии (0)