Когда глубина снежного покрова достигает максимума, риск превратить свой автомобиль в недвижимость велик как никогда. Мы предлагаем несколько лайфхаков, которые без всякой подготовки помогут вызволить машину из снежной западни
Всеми любимый закон Мерфи прекрасно подходит и к нашей снежной тематике: «Если что-то может пойти не так, оно обязательно пойдет не так». Следовательно, вам стоит подумать, какие меры необходимо принять, дабы не засадить автомобиль или хотя бы проехать как можно дальше, чтобы уже потом заняться веселым и увлекательным процессом его откапывания. Заметим, что исчерпывающих советов для покорения снежного бездорожья дать невозможно – уж очень все индивидуально. Техника преодоления офф-роуда может серьезно отличаться в зависимости от класса автомобиля, его массы, шин, типа трансмиссии, двигателя, глубины снежного покрова, его плотности и многих других факторов. И ваши опыт, навыки и интуиция окажутся здесь не менее важны, чем все остальное.
В ногах правда есть!
Обязательно – слышите? – обязательно исследуйте предполагаемый маршрут пешком. Древнее джиперское правило "Больше ходишь – дальше едешь" возникло не на пустом месте. Это особенно важно в том случае, если помощи ждать неоткуда, а покорять предстоит относительно большой отрезок заснеженного пути. Поэтому покидаем теплый и уютный салон и отправляемся в жестокий холодный мир на разведку. Если снег свежий и рыхлый, а его глубина равна или ненамного превышает дорожный просвет вашей легковушки, проблем скорее всего не возникнет. Если глубина такого же «пухляка» достигла, скажем, середины бампера – шансы есть, но на преодоление пути потребуется заметно большее количество времени. А вот если снег слежавшийся, плотный, то стоит задуматься, особенно если его глубина превышает половину колеса – даже серьезному внедорожнику здесь может прийтись очень несладко.
При обследовании маршрута нужно по максимуму себя обезопасить: в случае небольшого отрезка будет разумно протоптать для автомобиля две дорожки – некий аналог его колеи. Если на пути будут попадаться особенно засадные участки, то их можно заложить камнями, бревнышками, еловыми ветками – в общем, подойдет все, что найдете возле тропы. В некоторых случаях можно использовать даже снег, если он липкий и способен трамбоваться, или же представляет собой твердые «каменные» глыбы. Главное не переборщите – автомобиль не должен во всем этом зарыться, поэтому на импровизированный помост сверху можно положить автомобильные коврики, плотную ткань, а еще лучше доски или какие-либо иные плотные и плоские предметы.
Шипы или не шипы?
Затрагивая вопрос шин и проходимости автомобиля в снегу, стоит отметить, что предпочтительным вариантом для покорения заснеженных просторов является именно зимний тип шин. Лучше, если это шипованные покрышки: дело в том, что чаще всего из-за особенностей резиновой смеси (она, как правило, более жесткая, чем у «липучек») такой вид шин обладает наиболее агрессивным рисунком протектора и имеет собственно шипы. Хотя и среди таких образцов нередко встречаются откровенно слабые в плане проходимости изделия. Сами шипы, к слову, на проходимость в снегу, в общем-то, никак и не влияют, но не будем забывать, что лед может оказаться под толщей снега или образоваться при пробуксовке колес – в этом случае «липучки» и так называемые «всесезонные» шины поведут себя на порядок хуже. Отдельно стоит коснуться любителей ездить в зимний период на МТ-шной, грязевой резине. Помимо того, что на льду на данных шинах передвигаться по-настоящему опасно, они еще и не самым лучшим образом подходят для глубокого снега: без сильного стравливания давления в таких шинах внедорожник будет закапываться на удивление быстро. Кстати, о стравливании…
Сброс давления
Стравливание воздуха в шинах – первая операция, которую опытный джипер производит перед форсировкой практически любого бездорожья, что может взять на вооружение и владелец легковушки. Пренебрегать этим методом ни в коем случае нельзя: после столь несложной операции проходимость любой «пузотерки» улучшится ощутимо. Дело в том, что при снижении давления заметно увеличивается площадь контакта колеса с покрытием, а давление на грунт при этом – снижается. Пятно контакта шины вытягивается в длину (это делает из нее подобие вездеходной гусеницы), а часть веса при езде по мягкому грунту принимает на себя боковина колеса. Главное здесь – не переборщить. В этом случае неплохо при себе иметь манометр и компрессор, хотя в крайнем случае можно обойтись и без них: на подспущенных колесах, если что, можно и до цивилизации с пунктами шиномонтажей тихонько докатить. Теперь главный вопрос – насколько спускать?
Оптимальным для повышения проходимости давлением в колесе считается 0,8–1 атм. Но все зависит от профиля шин: если это, к примеру, низкопрофильные колеса, то не рекомендуется стравливать ниже 1,2 атмосферы, а если это, наоборот, толстые внедорожные покрышки, посаженные на диски с бедлоками (в этом случае снижается риск разбортировки колеса), то зачастую можно стравливать и до 0,2–0,4 атм. Также стоит учитывать, что разные шины «плющатся» по-разному, поэтому процесс снижения давления лучше контролировать параллельно на глаз: при условии стоянки автомобиля на горизонтальной и ровной площадке (это важно) профиль шины должен уменьшиться не более чем на половину от своей максимальной высоты. Также нужно учитывать свойство шин менять свое давление по мере движения, что особенно важно зимой: даже после непродолжительной езды на подспущенных колесах воздух в них разогревается, повышая давления с изначальных 0,8 до, к примеру, 1,0–1,1 атм. Поэтому не исключено, что придется проводить процедуру спуска давления. Для облегчения спуска давления в шинах, особенно если те большого размера, для экономии времени можно вывернуть ниппель – главное, его потом не потерять.
текст: Иван Соколов
Комментарии (1)