Все про автомобили для мужчин

"Инвалидка" СМЗ С3Д

СМЗ С-3Д — двухместный четырёхколёсный автомобиль-мотоколяска Серпуховского автозавода (в то время ещё СМЗ). Автомобиль пришёл на смену мотоколяске С-3АМ в 1970 году.
Такие автомобили именовались в народе «инвалидками» и распространялись (иногда с частичной или полной оплатой) через органы соц. обеспечения среди инвалидов различных категорий.

Выдавались мотоколяски собесами на 5 лет. После двух лет и шести месяцев эксплуатации инвалид получал бесплатный ремонт «инвалидки», затем пользовался этим средством передвижения ещё два с половиной года. В итоге он был обязан сдать мотоколяску в собес и получить новую. Правда, далеко не все инвалиды, которые получали новые мотоколяски потом ими пользовались (работал принцип: "дают — бери").

Для управления мотоколяской требовалось водительское удостоверение категории «А» (мотоциклы и мотороллеры) со специальной пометкой. Обучение людям с ограниченными физическими возможностями организовывали органы социального обеспечения.

Итак, задний привод, 2-дверный кузов типа купе, спартанский 2-местный салон, мотор позади кресел, 3-спицевая "баранка" небольшого диаметра с подрулевыми "лепестками": при таком описании, фантазия современного автомобилиста обычно представляет какой-нибудь экзотический заграничный суперкар с максимальной скоростью в районе 300 км/ч. Однако, под эти критерии попадает и данное "чудо" советской промышленности. Итак, знакомьтесь — мотоколяска С3Д, она же "инвалидка", она же "жабка": детище Серпуховского мотозавода, которое серийно выпускалось целых 27 лет (1970-1997). Всего было построено 223051 экземпляров этого забавного автомобильчика.

С3Д имеет несущий кузов, сваренный из штампованных деталей. При длине всего 2825 мм, серпуховская мотоколяска отличалась довольно внушительной снаряженной массой — 498 кг. Для сравнения — "горбатый" ЗАЗ-965 весит 640 кг, а "Ока" — 620 кг, будучи куда более крупными 4-местными автомобилями.

Первые пару лет данная модель мотоколяски оснащалась 12-сильным 1-цилиндровым 350-кубовым двигателем от мотоцикла ИЖ-Планета 2. Позже произошел "апгрейд" до более мощного агрегата от ИЖ-Планета 3 (14 л.с.). В обеих случаях силовые установки были дефорсированы для большей эластичности и долговечности в условиях повышенных нагрузок, а также появилась система принудительного воздушного охлаждения в виде "воздуходувки" с центробежным вентилятором, прогоняющей воздух через оребрение цилиндра. В качестве топлива применялась смесь автомобильного бензина с маслом, причем "аппетит" у этого микроба был отменный — порядка 7 литров на 100 километров пробега. И лишь низкая стоимость бензина в те годы позволяла особо не задумываться о таком "конском" расходе. Объем бака — 18 литров.

Коробка 4-ступенчатая, механическая, с "мотоциклетным" алгоритмом включения скоростей: передачи включались последовательно, одна за другой, а нейтраль располагалась между первой и второй ступенями. Задней передачи не было, а назад машинка ехала благодаря реверс-редуктору, который включался отдельным рычагом, с понижением числа оборотов по сравнению с передним ходом в 1,84 раза.
Подвеска — независимая, торсионная, на двойных продольных рычагах спереди и одинарных — сзади. Колеса размерностью 10 дюймов: с разборными стальными дисками и шинами 5,0-10. Тормоза — барабанные на всех колесах, с гидравлическим приводом от ручного рычага.

Паспортная максимальная скорость мотоколяски составляет 60 км/ч, однако, на практике они редко превышали лимит в 30-40 км/ч. Причем, "инвалидка" была слышна и видна издалека: 2-тактный мотоциклетный мотор нещадно стрекотал и дымил, поэтому узнать о приближении С3Д можно было за пару минут до ее появления на горизонте. Езда на подобной технике — удовольствие сомнительное, но, как говорит народная мудрость -"Лучше плохо ехать, чем хорошо идти", поэтому в провинциальных городках и селах эти мотоколяски иногда до сих пор можно встретить на дорогах.

Во времена СССР узлы и агрегаты мотоколяски (силовой агрегат в сборе, дифференциал с реверс-редуктором, элементы рулевого управления, тормозов, подвесок, детали кузова и прочие) в силу доступности, легкости обслуживания и достаточной надежности широко использовались для "гаражного" изготовления микроавтомобилей, трициклов, аэросаней, мини-тракторов, вездеходов на пневматиках и прочей незаурядной техники — описания подобных самоделок в изобилии печатались в журналах "Моделист-Конструктор" и "Техника молодежи". Также списанные мотоколяски иногда передавались органами собеса в Дома пионеров и Станции юного техника, где их агрегаты использовались в аналогичных самых целях.


Источник: "Инвалидка" СМЗ С3Д
Опубликовал:
Теги: авто Факты Обзоры дорога ремонт скорость модель инвалидка

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Та самая инвалидка: мифы и факты о СМЗ-С3Д
Та самая инвалидка: мифы и факты о СМЗ-С3Д
3
Авто-Тема 12:54 07 дек 2017
Непритязательная, но необходимая: в чем феномен легендарной «Инвалидки»
Непритязательная, но необходимая: в чем феномен легендарной «Инвалидки»
4
Авто-Тема 18:21 18 мар 2020
Основные правила расстановки мебели Основные правила расстановки мебели
Мотоколяска СМЗ-С3Д 1982-го года, сохранившаяся в первозданном виде
Мотоколяска СМЗ-С3Д 1982-го года, сохранившаяся в первозданном виде
0
Авто-Тема 19:59 27 ноя 2018
В Москве обнаружили склад с уникальными советскими автомобилями. Тут их больше 50!
В Москве обнаружили склад с уникальными советскими автомобилями. Тут их больше 50!
8
Авто-Тема 20:09 16 апр 2019
Для езды на вуатюретке права не нужны
Для езды на вуатюретке права не нужны
0
Авто-Тема 11:19 31 мар 2018
А знаете ли вы? Необычные факты из истории автотехники
А знаете ли вы? Необычные факты из истории автотехники
0
Авто-Тема 17:39 11 июл 2018
Самые интересные самодельные автомобили из СССР
Самые интересные самодельные автомобили из СССР
7
Авто-Тема 13:51 14 ноя 2017
Четырёхколёсные актёры
Четырёхколёсные актёры
1
Авто-Тема 11:04 25 сен 2017
Первый киевский мотоцикл К-1 «Киевлянин»
Первый киевский мотоцикл К-1 «Киевлянин»
0
Авто-Тема 20:24 22 янв 2019
Как из ГАЗ-73 получился Suzuki X90
Как из ГАЗ-73 получился Suzuki X90
0
Авто-Тема 12:32 11 дек 2017
Капсула времени: СМЗ С-3Д с пробегом 189 километров!
Капсула времени: СМЗ С-3Д с пробегом 189 километров!
4
Авто-Тема 12:28 23 май 2019
10 вещей, которые нельзя класть в микроволновку
10 вещей, которые нельзя класть в микроволновку
0
Все о работе руками 12:01 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства