К концу 80-х годов автобусный парк СССР требовал серьезного обновления. Это касалось автобусов всех классов, в том числе и туристического сегмента. В то время на создании автобусов повышенной комфортности специализировался автобусный завод Икарус.
В 1989 году венгерский производитель предложил ЗИЛу создать компактный 32-местный туристический автобус. В результате появился Икарус-ЗИЛ-545 весьма интересный, но неудачливый автобус. К концу 80-х в СССР была сложная экономическая ситуация, поэтому создавать автобус на оригинальном, а значит и дорогом шасси, было абсолютно бесперспективным делом.
Венгры создали свой автобус на основе агрегатов от ЗИЛ-4331. Кузов был построен по классической каркасной технологии. 8-цилиндровый дизельный двигатель ЗИЛ-645 мощностью 185 лошадиных сил располагался в хвостовой части автобуса.
Кроме двигателя от ЗИЛ-4331 позаимствовали сцепление, коробку передач, карданный вал, передний и задний мост, рулевое управление с усилителем и 2-контурную тормозную систему. Жесткая рессорная подвеска автобусу такого класса не подходила и венгерские производители внедрили самовыравнивающуюся подвеску на пневморессорах.
Первый опытный образец Икарус-ЗИЛ-545 был построен в 1989 году. Автобус был выполнен в прямолинейном дизайне. На передней маске под небольшим наклоном располагалось цельное ветровое стекло, прямоугольные фары, фальшрадиаторная решетка с горизонтальными прорезями и эмблемой ЗИЛ.
На правой боковине остались двери с дистанционным управлением. Боковые окна для Икаруса отличаются традиционным форматом — со сдвижными верхними форточками. На крыше расположились 2 аварийных люка.
В салоне предусмотрено 32 комфортабельных кресла регулировкой подлокотников, вентиляцией, освещением – по 2 в каждом ряду. Высота салона, относительно невысокая — 1900 мм. Под полом размещалось багажное отделение объемом 3.3 м3.
По ходовым качествам автобус хорош: имел плавный, комфортный ход, был относительно экономичен и скороходен, его максимальная скорость составляла 110 км/ч.
Планировалось выпускать по 1 200 автобусов каждый год. Доля участия ЗИЛа в постройке каждого автобуса составляла 25-35% в денежном выражении.
В период с 1992 по 1993 год было выпущено 18 автобусов. Передняя часть отличалась иным оформлением. Однако новой России было тогда не до автобусов, да и в Венгрии туристские автобусы на экзотическом шасси никого не заинтересовали.
Комментарии (0)