Проблемы и недостатки, провальные проекты и интересные разработки, "сбитые на взлете", были, кто же спорит! Но при этом нельзя не учитывать сильные, а зачастую и уникальные стороны советских машин.
ВАЗ-2121 "Нива"
Мы начинаем со старой доброй "Нивы" неспроста. Сейчас на маленького архаичного спартанца многие смотрят снисходительно-пренебрежительно… Но знаете ли вы, восседающие в окружении передовой электроники и высокопрочной стали, о том, что советский внедорожник, который появился на свет более сорока лет назад (первый серийный автомобиль сошел с конвейера 5 апреля 1977 года), не имел рамы и вызывал удивление постоянным полным приводом с межосевым дифференциалом и понижающей передачей вкупе с передней независимой подвеской? Все это великолепие было разработано, как это водилось тогда, по указке сверху – в 1970 году Алексей Косыгин, председатель Совета министров СССР поставил перед ВАЗом, АЗЛК и "Ижмашем" задачу по созданию комфортабельного внедорожника.
Легковой дизайн сочетался с гражданским, а не военным а-ля УАЗ-469 интерьером, дружелюбными ездовыми манерами и отличным оффроудным потенциалом. Напоминаем еще раз – на дворе стоял конец семидесятых и машины с подобным набором конструктивных решений были, мягко говоря, в диковинку.
Как тут не вспомнить AMC Eagle, появившийся всего двумя годами позже и считающийся фактически первой массовой легковушкой с постоянным дифференциальным полным приводом! Но вернемся к "Ниве". Кроме постоянного полного привода она могла похвастаться короткими свесами и колесной базой, а, значит, хорошей внедорожной геометрией (угол въезда равен 32 градусам, а съезда — 37 градусам). Неудивительно, что "Нива" стала лауреатом разных конкурсов. Так, осенью 1978 года на международной выставке в Брно внедорожник удостоился золотой медали. Есть и другие, более впечатляющие достижения, в числе которых подъем на Эверест к отметке в 5200 метров, марш-бросок до Северного полюса и подъем на Гималаи, на высоту 7260 метров…
ГАЗ-13 "Чайка"
Рядовой советский человек в "то самое" время мог максимум владеть масштабной моделью представительского седана. Да что там "Чайка", если ГАЗ-24 "Волга" была уделом избранных… Поскольку ГАЗ-13 разрабатывался для высоких правительственных чинов, то вобрал в себя если не все самое лучшее, то как минимум многое из того, чем был богат мировой автопром пятидесятых годов. В особенности, сильнейшим оказалось влияние американской промышленности, которая цвела в те годы буйным цветом.
Американцы знали толк в роскоши и активно экспериментировали с дизайном, создав легендарный стиль "детройтское барокко". "Чайка" же, создававшаяся с оглядкой на столь любимый товарищем Сталиным Packard, была этаким советским вариантом авторства художника Льва Еремеева, но с неотъемлемыми люксовыми благами, коих оказалось немало. В их числе автоматическая коробка передач с кнопочным управлением режимами, гидроусилитель руля, вакуумный усилитель тормозов, электропривод стеклоподъемников и антенны, пятидиапазонный радиоприемник с автоматической настройкой. Двигатель V8 объемом 5,5 л (195 л.с. и 412 Нм) оказался удачным и в модернизированном виде был унаследован грузовыми ГАЗ-53А и ГАЗ-66. На фоне сравнительно скромных европейских машин послевоенной эпохи грандиозный отечественный "крейсер" выглядел поистине вызывающе и на зависть.
ГАЗ-66
Зловещая и по-своему красивая "Шишига" – настоящая легенда советского автопрома и таковой она считается не только из-за крайне специфичного расположения рычага коробки передач, вынуждающего водителя совершать странные движения правой рукой. Внедорожный грузовик родился в бытности знаменитого ГАЗовского конструктора Александра Дмитриевича Просвирина, а пикантность той истории придает факт, что источником вдохновения, как считается, стал Mercedes-Benz Unimog с его недюжинным внедорожным потенциалом. Советский монстр не мог похвастаться портальными мостами, зато обладал способностью брать на свои могучие "плечи" до двух тонн груза, что оказывалось не под силу немецкому вездеходу.
А в случае распутицы, в ход пускали подключаемый полный привод, мосты с блокировками дифференциалов и централизованную систему регулировки давления в шинах. Производство ГАЗ-66 началось в июле 1964-го. К слову, грузовик был награжден Золотыми медалями на столичной выставке "Современная сельскохозяйственная техника" международной ярмарке сельскохозяйственной техники в Лейпциге, а также стал первым советским автомобилем со Знаком качества.
Еще одним преимуществом ныне снятого с производства ГАЗа остается доступность, делающая его привлекательным базисом при строительстве разного рода внедорожных кемперов и прочих проектов. Тем временем Unimog баснословно дорог…
"Полуторка"
Редкий автомобиль служил советскому народу так как ГАЗ-АА, он же "полуторка". На судьбу грузовика выпали колоссальные испытания – он прошел Великую отечественную войну, погибал вместе с бойцами, возил продовольствие в блокадный Ленинград по Дороге жизни…
Казалось бы, в чем заключалась уникальность автомобиля, производство которого стартовало 29 января 1932 года? Во-первых, в его происхождении. В основу лег Ford AA 1930 года, но собирали "полуторку" по отечественным чертежам и с рядом конструктивных изменений. Машина имела некоторые слабости, например, регулярно из строя выходили стартеры, вынуждая пользоваться рукояткой при запуске двигателя. Сам же мотор имел очень низкую степень сжатия (4,25:1), а потому отличался выносливостью и неприхотливостью, переваривая даже керосин в теплое время года и эксплуатируясь на откровенно низкокачественных смазочных материалах.
Во-вторых, ГАЗ-АА был едва ли не самым распространенным грузовиком предвоенной страны. По состоянию на середину 1941 года дороги страны колесило более 150 тысяч экземпляров. А под занавес производства было построено порядка 985 тысяч ГАЗ-АА, его модернизированного варианта ММ 1938 года и модификаций.
Комментарии (13)