Все про автомобили для мужчин

ЗИЛ-157. Легендарный покоритель бездорожья

Без этой машины автомобильная эпоха нашей страны была бы совсем другой, и я не ошибусь, если скажу – не полной. «Колун», одно из самых распространенных его названий, был создан не для дорог, он был для направлений, он ездил там, где дорог нет до сих пор, там, где их не будет никогда в силу того, что они там просто не нужны.

От раскалённых песков Средней Азии до вечной мерзлоты Крайнего Севера – везде эта машина проезжала уверенно, по песку, болоту, заснеженной целине.

Производство этих грузовиков началось в 1958 году. Машина представляла собой глубокую модернизацию ЗИЛ (ЗИС) 151, грузовика с тремя ведущими мостами. На «сто пятьдесят первый» у эксплуатационщиков была масса нареканий. Плохая проходимость, перегрев двигателя, частые поломки трансмиссии, а зимой давала о себе знать еще и кабина без отопителя.

Отсутствие «печки» в американских военных грузовиках, максимально упрощенной (в американском понимании) конструкции, поставлявшихся в СССР по ленд-лизу вполне объяснимо, но вот почему её не предусмотрели проектировщики ЗИЛ-151, с самого детства не понаслышке знавшие о суровости русской зимы, вот это действительно не понятно.

Проведя масштабную работу над ошибками, ЗИЛ представил в 1955 году свой новый грузовик, который стал одной из самых удачных моделей завода. Серийное производство начинается в 1958 году, и осенью этого же года машина получает Гран-при на выставке в Брюсселе.

Автомобиль имеет три ведущих моста с односкатными колёсами. Двигатель остался таким же, как и на 151-м, карбюраторный рядный, шестицилиндровый, но его мощность выроста до 109 л.с. Конечно, слабоват мотор для такой машины, но благодаря односкатной ошиновке на всех мостах, все колёса шли по одной колее, в отличие от предшественника, это снижало нагрузку на мотор. Система охлаждения была улучшена, изменения коснулись и системы смазки – насос стал более производительный.

Мотор хоть и не мог похвастаться большой мощностью, но был тяговит, и на бездорожье прощал ошибки выбора передачи.

Коробка передач механическая, пять скоростей, есть двухступенчатая раздатка. К каждому из мостов идет свой карданный вал. Такое техническое решение дает машине большую живучесть, и снижает нагрузку на карданы, которых было аж 5 штук.

Подвеска – рессорная, сзади балансирная, спереди устанавливали амортизаторы новой конструкции, повысившие комфорт находившихся в кабине водителя и пассажиров. Изменения коснулись и рулевого управления, но, к сожалению, один из основных недостатков предшественника исправлен не был.

ЗИЛ-157 был без гидроусилителя руля. Бывалые водители знали, что на бездорожье обхватывать большими пальцами «баранку» было опасно, ведь связь с колёсами была прямая, и в случае резкого рывка руля, была опасность травмировать пальцы.

Самой главной модернизацией грузовика стало внедрение системы регулировки давления в шинах. Насколько мне известно, в мировом автомобилестроении такое решение впервые (в серийном производстве) было применено именно на этой русской технике.

Поначалу воздух подводился внешними трубопроводами к ступицам, но испытания показали ненадёжность такой конструкции, и вскоре подачу воздуха к колёсам изменили, воздухопроводы шли с внутренней стороны, а давление в шинах водитель мог регулировать прямо из кабины, краниками, отвечавшими за каждое из колёс.

На приборной панели есть манометр, показывавший текущее давление в шинах, на его шкале для удобства нанесены обозначения – «снег», «песок», «болото». Давление в шинах можно было подбирать согласно этих дорожных условий, а в случае повреждения колеса – увеличить подачу воздуха в него, или же полностью перекрыть, если случай был совсем безнадёжный.

Система хоть и потребовала от промышленности новых покрышек, но давала машине феноменальную живучесть, которую особенно ценили военные.

Считать этот грузовик сугубо военным транспортом – большая ошибка. Большое их количество работало на стройках линий электропередач, нефте и газопроводов, прокладки железных дорог, лесозаготовках, в геологоразведке она была незаменима.

«Карьера Димы Горина», есть такой советский фильм, главным механическим героем которого стал «колун», на котором работал водитель Сафрон, роль которого играл Владимир Высоцкий. Дело происходит в тайге, сквозь которую идет прокладка линий электропередач, и незаменимость ЗИЛ-157 там хорошо показана. Усадить машину можно было, только зацепившись рамой за серьёзное препятствие.

Большое количество всяких инструкций в кабине нетипично для наших авто, зато распространенная тема в американских грузовиках 1940-х и 50-х годов, к которым ЗИЛ-157 уходит своими корнями. Одним из народных прозвищ «колуна» был «Трумэн». Возможно оно связано с фамилией 33-го президента США, как бы намекая на истоки, но можно перефразировать и по- другому: a true man, что при дословном переводе - правдивый мужчина. Именно таким и является 157-й, простой, честный работяга.

ЗИЛ-157 настоящий грузовик – долгожитель. Его производство, стартовавшее в 1958 году, полностью завершилось лишь в 1994 – м. С 1978 года машину собирали на филиале ЗиЛа в Новоуральске.

За время производства было выпущено без малого 800 тыс. экземпляров грузовика различных модификаций. Кое где, в глубинке, они до сих пор используются, но большая часть уже стала историей, в основном из-за огромного по сегодняшним меркам расхода бензина – около 40 литров на 100 км, поэтому ездят на них сейчас редко, и только тогда, когда это действительно необходимо.

Источник


Источник: ЗИЛ-157. Легендарный покоритель бездорожья
Опубликовал:
Теги: авто Факты транспорт Обзоры зил дорога история

Комментарии (1)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Саид-Ахмед Хашумов 
Ездил в СА на ней 2 года и ни разу не подвела. Единственно что приходилось делать это ТО.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Легендарный любимец военных — ЗИЛ-157
Легендарный любимец военных — ЗИЛ-157
0
Авто-Тема 14:37 08 янв 2022
ЗИЛ 157 и его основные модификации
ЗИЛ 157 и его основные модификации
0
Авто-Тема 09:43 22 май 2021
ЗИЛ возвращается с новым 7-местным внедорожником ЗИЛ-157 2021
ЗИЛ возвращается с новым 7-местным внедорожником ЗИЛ-157 2021
1
Авто-Тема 10:56 29 май 2021
Кто лучше на бездорожье: советский ЗиЛ-157 или чехословацкая Praga V3S
Кто лучше на бездорожье: советский ЗиЛ-157 или чехословацкая Praga V3S
1
Авто-Тема 06:00 10 мар 2022
Combat Crew поставили старенький ЗиЛ-157 на колёса от ракетовоза
Combat Crew поставили старенький ЗиЛ-157 на колёса от ракетовоза
0
Авто-Тема 22:32 25 янв 2022
ЗИЛ-157 на гигантских колесах за 1,6 млн рублей
ЗИЛ-157 на гигантских колесах за 1,6 млн рублей
0
Авто-Тема 12:00 01 июн 2021
Внедорожник ЗиЛ-157 «Буханка» — по горам и болотам на коне
Внедорожник ЗиЛ-157 «Буханка» — по горам и болотам на коне
0
Авто-Тема 18:48 16 ноя 2021
Лесоруб вернулся! ЗИЛ 157 by DrBroman ЛЕСОРУБ - реинкарнация
Лесоруб вернулся! ЗИЛ 157 by DrBroman ЛЕСОРУБ - реинкарнация
2
Авто-Тема 23:15 13 авг 2017
ЗИЛ-157 получил шестиколесное шасси ракетовоза
ЗИЛ-157 получил шестиколесное шасси ракетовоза
0
Авто-Тема 13:51 28 сен 2021
Старый ЗИЛ-157, который догнивал посреди поля, превратили в реактивный миномет «Катюша»
Старый ЗИЛ-157, который догнивал посреди поля, превратили в реактивный миномет «Катюша»
25
Авто-Тема 13:26 03 окт 2018
Первый из всех грузовиков по проходимости в СССР — ЗИЛ 157
Первый из всех грузовиков по проходимости в СССР — ЗИЛ 157
1
Авто-Тема 22:55 08 ноя 2021
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
4
Все о работе руками 10:20 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства