Без этой машины автомобильная эпоха нашей страны была бы совсем другой, и я не ошибусь, если скажу – не полной. «Колун», одно из самых распространенных его названий, был создан не для дорог, он был для направлений, он ездил там, где дорог нет до сих пор, там, где их не будет никогда в силу того, что они там просто не нужны.
От раскалённых песков Средней Азии до вечной мерзлоты Крайнего Севера – везде эта машина проезжала уверенно, по песку, болоту, заснеженной целине.
Производство этих грузовиков началось в 1958 году. Машина представляла собой глубокую модернизацию ЗИЛ (ЗИС) 151, грузовика с тремя ведущими мостами. На «сто пятьдесят первый» у эксплуатационщиков была масса нареканий. Плохая проходимость, перегрев двигателя, частые поломки трансмиссии, а зимой давала о себе знать еще и кабина без отопителя.
Отсутствие «печки» в американских военных грузовиках, максимально упрощенной (в американском понимании) конструкции, поставлявшихся в СССР по ленд-лизу вполне объяснимо, но вот почему её не предусмотрели проектировщики ЗИЛ-151, с самого детства не понаслышке знавшие о суровости русской зимы, вот это действительно не понятно.
Проведя масштабную работу над ошибками, ЗИЛ представил в 1955 году свой новый грузовик, который стал одной из самых удачных моделей завода. Серийное производство начинается в 1958 году, и осенью этого же года машина получает Гран-при на выставке в Брюсселе.
Автомобиль имеет три ведущих моста с односкатными колёсами. Двигатель остался таким же, как и на 151-м, карбюраторный рядный, шестицилиндровый, но его мощность выроста до 109 л.с. Конечно, слабоват мотор для такой машины, но благодаря односкатной ошиновке на всех мостах, все колёса шли по одной колее, в отличие от предшественника, это снижало нагрузку на мотор. Система охлаждения была улучшена, изменения коснулись и системы смазки – насос стал более производительный.
Мотор хоть и не мог похвастаться большой мощностью, но был тяговит, и на бездорожье прощал ошибки выбора передачи.
Коробка передач механическая, пять скоростей, есть двухступенчатая раздатка. К каждому из мостов идет свой карданный вал. Такое техническое решение дает машине большую живучесть, и снижает нагрузку на карданы, которых было аж 5 штук.
Подвеска – рессорная, сзади балансирная, спереди устанавливали амортизаторы новой конструкции, повысившие комфорт находившихся в кабине водителя и пассажиров. Изменения коснулись и рулевого управления, но, к сожалению, один из основных недостатков предшественника исправлен не был.
ЗИЛ-157 был без гидроусилителя руля. Бывалые водители знали, что на бездорожье обхватывать большими пальцами «баранку» было опасно, ведь связь с колёсами была прямая, и в случае резкого рывка руля, была опасность травмировать пальцы.
Самой главной модернизацией грузовика стало внедрение системы регулировки давления в шинах. Насколько мне известно, в мировом автомобилестроении такое решение впервые (в серийном производстве) было применено именно на этой русской технике.
Поначалу воздух подводился внешними трубопроводами к ступицам, но испытания показали ненадёжность такой конструкции, и вскоре подачу воздуха к колёсам изменили, воздухопроводы шли с внутренней стороны, а давление в шинах водитель мог регулировать прямо из кабины, краниками, отвечавшими за каждое из колёс.
На приборной панели есть манометр, показывавший текущее давление в шинах, на его шкале для удобства нанесены обозначения – «снег», «песок», «болото». Давление в шинах можно было подбирать согласно этих дорожных условий, а в случае повреждения колеса – увеличить подачу воздуха в него, или же полностью перекрыть, если случай был совсем безнадёжный.
Система хоть и потребовала от промышленности новых покрышек, но давала машине феноменальную живучесть, которую особенно ценили военные.
Считать этот грузовик сугубо военным транспортом – большая ошибка. Большое их количество работало на стройках линий электропередач, нефте и газопроводов, прокладки железных дорог, лесозаготовках, в геологоразведке она была незаменима.
«Карьера Димы Горина», есть такой советский фильм, главным механическим героем которого стал «колун», на котором работал водитель Сафрон, роль которого играл Владимир Высоцкий. Дело происходит в тайге, сквозь которую идет прокладка линий электропередач, и незаменимость ЗИЛ-157 там хорошо показана. Усадить машину можно было, только зацепившись рамой за серьёзное препятствие.
Большое количество всяких инструкций в кабине нетипично для наших авто, зато распространенная тема в американских грузовиках 1940-х и 50-х годов, к которым ЗИЛ-157 уходит своими корнями. Одним из народных прозвищ «колуна» был «Трумэн». Возможно оно связано с фамилией 33-го президента США, как бы намекая на истоки, но можно перефразировать и по- другому: a true man, что при дословном переводе - правдивый мужчина. Именно таким и является 157-й, простой, честный работяга.
ЗИЛ-157 настоящий грузовик – долгожитель. Его производство, стартовавшее в 1958 году, полностью завершилось лишь в 1994 – м. С 1978 года машину собирали на филиале ЗиЛа в Новоуральске.
За время производства было выпущено без малого 800 тыс. экземпляров грузовика различных модификаций. Кое где, в глубинке, они до сих пор используются, но большая часть уже стала историей, в основном из-за огромного по сегодняшним меркам расхода бензина – около 40 литров на 100 км, поэтому ездят на них сейчас редко, и только тогда, когда это действительно необходимо.
Комментарии (1)