Все про автомобили для мужчин

ЗИЛ-118КВ "Юность" - Родина слышит!



Недавно в дружественную мастерскую для реставрации прибыла усталая "Юность". Да не простая, а в исполнении "118КВ", которых было сделано всего четыре единицы. От обычного микроавтобуса ЗИЛ она отличается, в первую очередь, чуть большей высотой крыши, и… обо всём по порядку.

Юность — автобус, вызывающий священный трепет одним своим видом. Мало кому удавалось сделать пассажирскую машину столь элегантной, совместив это и со вместимостью, и с комфортом. Базировалась "Юность" на агрегатах легковых ЗИЛов, что стало и её благом, и проклятием: машина получилась очень комфортной, но масштабировать производство для широких масс не решались в том числе и из-за близкого родства с "членовозами" для первых лиц.

Причём "секретность" легковых ЗИЛов была тому не главной причиной. Просто "Юность", особенно при выпуске легковым цехом, получалась машиной космически дорогой, и требовавшей особого подхода в эксплуатации. Главный конвейер ЗИЛа наращивал мощности по производству так необходимых стране грузовиков, и потому путь "Юности" туда был заказан. В итоге все годы шестой цех ЗИЛа строил "Юности" штучно, а доставались они, очевидно, не самым простым организациям.

Ближайший автобусный родственник "Юности" — это, несомненно… ЛиАЗ-677. Да-да!

Объединяет столь разные машины двигатель ЗИЛ-375, переднемоторная компоновка и автоматическая трансмиссия. В последней, правда, действует не львовская гидромеханическая коробка, а "автомат" от легкового ЗИЛа — более близкого "Юности" конструктивом.

В кабине "Юности" уютно — обшитая кожзамом, она выглядит строго и монументально. Особенно радуют селектор АКП и переключатели — очень стильно! И сделано всё не просто добротно, а даже лучше.

Посередине — селектор АКП. Поворотные ''крутилки'' вокруг — управление отоплением и вентиляцией. Рычажок справа — элегантная задвижка крышки моторного отсека.

"Но если у "Юности" автоматическая коробка, то откуда тут три, а то и четыре, педали?" — спросит внимательный читатель.

Этот вопрос поначалу озадачил и меня: неужто и сюда ухитрились вкорячить механику от ЗИЛ-130, оставив селектор АКП лишь рудиментом от прежней жизни?

Оказалось, что обмана и переделок здесь вовсе нет. Крайняя справа педаль — акселератор, или газ. Две педали левее — тормоз: какой удобнее, такой и пользуйся. Четвёртая нано-педаль, скраю — тормоз стояночный. Таким образом, водитель "Юности" может тормозить не только головой, но и сразу тремя разными педалями, по вкусу и ситуации.

Ещё "Юность" очень радует… материалами. Если в ней видишь что-то, что похоже на дерево — значит, это действительно дерево, без всяких хитростей. Настоящий высший класс, даже в автобусе — на то и продукция "шестого цеха".

Перегородка между кабиной и салоном, отделанная натуральным деревом.

Обивку заменили уже последующие хозяева, но судя по качеству исполнения — делалось это в заводских условиях.

Из кабины открывается доступ к недрам моторного отсека. Где-то внизу прячется семилитровая бензиновая ''восьмёрка'' ЗИЛ-375 (Урал-375, ЛиАЗ-677) — такая полагалась модели 118КВ как более тяжёлой, чем обычная ''Юность''

Заводская табличка. Автобус выпущен в октябре 1977 года.

Два сидячих места? — спросите вы — на целый автобус?

И вот мы возвращаемся к тому, что ЗИЛ-118КВ — автобус совсем не простой.

ЗИЛ славен не только как производитель среднетоннажных грузовиков и роскошных легковых автомобилей для первых лиц. Копнув ещё, вспоминается давно забытая история с автобусами — эту тему ЗИЛ в своё время передал в Ликино-Дулёво, чтобы расширить производственные возможности для так необходимых стране грузовиков.

А ещё одну "профессию" автомобилей ЗИЛ вспоминают не так часто, и именно к ней относится ЗИЛ-118КВ. Это — боец невидимого фронта, спецавтомобиль для нужд органов госбезопасности. Такие машины предназначались для сопровождения первых лиц в зарубежных поездках, и использовались совсем не для пассажирских перевозок.

ЗИЛ-118КВ — плод работы как ЗИЛа, так и зеленоградского завода "Ангстрем". Интересно, что на этапе разработки ЗИЛу даже не дали информации о том, что же за оборудование должно быть установлено в его кузове. Для примерок заводу были предоставлены лишь картонные макеты, демонстрирующие только размеры устанавливаемой аппаратуры.

Даже в дополнительном руководстве по эксплуатации ЗИЛ-118КВ, внушительной папке сантиметра в два-три толщиной, содержащей подробные описания и схемы самого автомобиля, ничего не сказано о его назначении. Более того, внятной информации о том, для чего на самом деле использовали такие машины, нет и в наши дни. Уважаемые мной источники декларировали две версии о назначении ЗИЛ-118КВ: автомобиль, оснащённый спутниковой спецсвязью, и спецавтомобиль слежения для контрразведки.

Картина Василия Ложкина — ''Родина слышит''

Согласно первой версии, "Юность" в версии 118КВ являлась спецавтомобилем связи и сопровождала кортежи первых лиц. Даже в отъезде советские VIP не были вправе оставлять дела в собственной стране, а службы охраны — должны были иметь защищённые каналы специальной радиосвязи. Таким образом, незаметный автобус, оснащённый мощной радиоаппаратурой, помогал устанавливать связь первых лиц и соответствующих служб с Москвой, находясь даже в сотнях метров от кортежа.

По другой версии, ЗИЛ-118КВ являлся "шпиономобилем" — спецавтобусом для служб контрразведки. Оборудование радиоэлектронного слежения, установленное в незаметной "Юности" с зашторенными окнами, позволяло рутинно контролировать все окружающие средства радиосвязи, в том числе спутниковой. И всё это — сорок лет тому назад!

upd: Пришло компетентное мнение о том, что ЗИЛ-118КВ предназначался для радиоэлектронной борьбы: глушить радиосвязь, вылавливать устройства прослушки, и так далее. Подробнее прочесть, что такое РЭБ и что она делает, можно, к примеру, тут. Спецавтобус РЭБ также необходим для охраны первых лиц в командировках, в том числе и зарубежных — чтобы чужая Родина вдруг не услышала того, что им слышать не положено.

Мирный советский трансформер (пардон за мобильное качество — поднимается хитро, и на камеру трюк не повторили)

Самая интересная фишка ЗИЛ-118КВ — радиопрозрачный пластиковый колпак крыши, который поднимался, чтобы открыть доступ к антеннам, установленным на крыше автобуса. Дело в том, что весь комплект оборудования в автобус не помещался; антенны и прочую аппаратуру комплектовали модульно, под каждое конкретное задание.

Специально для того, чтобы ЗИЛ-118КВ мог летать в командировки самолётами, в его шасси были предусмотрены петли для швартования, или, говоря простым языком, для закрепления автобуса на борту воздушного судна.

Петля для швартования на передней оси…

…и на задней

А если присмотреться к автобусу внимательнее, то можно увидеть нестандартные "почтовые ящики" в бортах: большой в правом борту, и пару "ящиков" поменьше в юбке

''Почтовые ящики'' ЗИЛ-118КВ

С нижними "ящиками", размещёнными с двух сторон, всё просто: они предназначены всего лишь для вентиляции аппаратуры, работающей в салоне. В верхнем ''почтовом ящике'' прячутся разъёмы для подключения, так сказать, внешних устройств.

А вот три "почтовых ящика" в заднем свесе были и у обычных гражданских "Юностей". Там прячутся горловины топливных баков, которых у "Юности" два. Лючков при этом три — один справа, два слева; в "лишнем" прячется переключатель между баками.

Лючки топливного бака и переключателя между баками на левом борту.

Интерьер этой "Юности" после демонтажа оборудования остался в весьма неприглядном виде, и представления о внутреннем мире ЗИЛ-118КВ не даёт. Словесное описание суть таково: салон был разделён перегородкой не только с кабиной, но и по центру, причём она была интегрирована в силовую структуру кузова. На этой перегородке, и за ней, стояло то-самое-секретное-оборудование, с которым работал оператор спецавтомобиля.

Небольшое помещение у передней двери оставалось оператору спецавтомобиля и его напарнику — тем самым серьёзным людям в костюмах. В их распоряжении были два кресла в салоне, столик и небольшой шкафчик для документов.

Шкафчик и стол для мелких ремонтных работ также видны на заднем плане.

Слева — поворотное кресло оператора спецавтомобиля. Рядом с ним — дополнительное кресло для другого хмурого человека в костюме. Интересно, что спинка и подушка у этого кресла одинаковые, и при необходимости оно могло хитрым образом складываться, чтобы не мешать работе оператора.

При демонтаже оборудования перегородка была удалена прежними владельцами — видимо, при выводе из эксплуатации в государственном гараже. Что уж говорить — даже фотографий того, "как это было", наука пока не знает. Однако у нового владельца обветшавшая с годами "Юность" потихоньку приходит в чувство, и однажды мы увидим её куда более нарядной. И главное — план работ не предполагает конверсии в пассажирский автобус!

Товарищ, знай!
Пройдёт она, так называемая "гласность"
И вот тогда госбезопасность
Припомнит наши имена!

Источник


Источник: ЗИЛ-118КВ "Юность" - Родина слышит!
Опубликовал:
Теги: зил дорога история модель автомобиль

Комментарии (1)

Сортировка: Рейтинг | Дата
константин омелаенко
Это было...,теперь уже не будет!
Написать комментарий:
Напишите ответ :
ЗИЛ-118: забвение «Юности»
ЗИЛ-118: забвение «Юности»
2
Авто-Тема 00:10 01 окт 2018
В Москве восстановили редчайший советский микроавтобус ЗИЛ-118 «Юность»
В Москве восстановили редчайший советский микроавтобус ЗИЛ-118 «Юность»
0
Авто-Тема 13:15 03 апр 2018
10 простых способов утеплить свой дом 10 простых способов утеплить свой дом
Сотрудники завода ЗИЛ (МСЦ6 АМОЗИЛ) восстанавливают легендарный микроавтобус ЗИЛ-118 «Юность»
Сотрудники завода ЗИЛ (МСЦ6 АМОЗИЛ) восстанавливают легендарный микроавтобус ЗИЛ-118 «Юность»
0
Авто-Тема 20:51 22 янв 2018
Хит-парад. Нераскрученные проекты АЗЛК и ЗИЛа
Хит-парад. Нераскрученные проекты АЗЛК и ЗИЛа
4
Авто-Тема 13:56 01 июл 2018
ЗиЛ-164. Возвращение к жизни
ЗиЛ-164. Возвращение к жизни
10
Авто-Тема 21:46 29 окт 2017
Почему и главное как легендарный автозавод ЗИЛ превратился в руины
Почему и главное как легендарный автозавод ЗИЛ превратился в руины
37
Авто-Тема 14:50 07 фев 2019
Как живёт выпускник международного российского вуза у себя на родине?
Как живёт выпускник международного российского вуза у себя на родине?
6
Мужской журнал 12:01 04 июн 2019
Самые красивые женщины в юности
Самые красивые женщины в юности
2
Мужской журнал 08:02 05 авг 2017
Почему старые ЗИЛы голубые?
Почему старые ЗИЛы голубые?
67
Авто-Тема 18:29 26 фев 2019
Как ЗИЛ-133ГЯ стал шикарным дальнобойным грузовиком
Как ЗИЛ-133ГЯ стал шикарным дальнобойным грузовиком
10
Авто-Тема 22:21 23 янв 2019
Омский бизнесмен собрал оранжевый пикап из ЗИЛа
Омский бизнесмен собрал оранжевый пикап из ЗИЛа
1
Авто-Тема 12:52 19 июн 2018
Мир дикой Африки от фотографа Анетт Моссбахер
Мир дикой Африки от фотографа Анетт Моссбахер
0
Мужской журнал 11:01 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства