Нравы у советского автопрома всегда были достаточно суровые. Если на Западе было принято давать автомобилям звучные имена, чтобы привлечь клиента, то отечественные автомобили носили самые простые буквенно-цифровые обозначения, где буквы означали завод, а цифры – модель.
В 20-е годы некоторые автомобильные предприятия СССР пытались отойти от данного принципа и, что называется, «очеловечить» свою продукцию. И первым в этом направлении предпринял действия Харьковский автосборочный завод, который в конце 1930 года представил 4-тонный грузовик «Україна». Название разместили прямо на решетке радиатора.
К особым названиям для автомобилей в СССР вернулись только после Великой Отечественной войны. В те времена появилась легендарная М-20 «Победа». В августе 1947 года возникла идея присвоить названия всем выпускавшимся в Союзе машинам — и легковым, и грузовым.
Грузовик ДАЗ-150, днепропетровскую версию ЗИС-150, запланировали назвать «Днiпр». Но в реальности первый опытный образец новой машины получил название «Украинец».
Однако ни Ярославский, ни Минский, ни Горьковский автозаводы не спешили присваивать своим новинкам какие-то имена, сохранив сухие индексы: ЯАЗ-200, МАЗ-205, ГАЗ-51.
Львовские автобусы ЛАЗ с самого начала их выпуска в 1957 году полюбились всем. Городская модель этого автобуса изначально носила название «Львiв». Затем ЛАЗ выпустил целый ряд туристических автобусов высокого класса со следующими названиями: «Карпати», «Україна-1» и «Україна-2».
Крупнейший Львовский завод по выпуску автобусов, еще не раз присваивал имя «Украiна» своим люксовым моделям. Это «ЛАЗ-Україна-67», «ЛАЗ-Україна-69» и «ЛАЗ-Україна-73». Однако прочие автобусные заводы СССР имен собственных своим моделям не присваивали.
В 1960 году появилось самое народное название машины родом все с той же Украины — «Запорожец». Корни у первого «Запорожца» были московские, изначально эту модель проектировали как «Москвич-444». Экспортные версии направляли в Европу под маркой «Yalta». Название «Запорожец» сохраняли все модели, выпущенные заводом ЗАЗ вплоть до 1987 года, а затем в серию вышла первая «Таврия».
В 1962 году появилась марка микроавтобусов «Луганьск». В 1964-м к ним прибавились микроавтобусы «Донбасс». В 1966 году на Луцком автозаводе стали производить первый советский переднеприводный автомобиль ЛуАЗ-966В. Он получил название «Волынь».
Нельзя не вспомнить автобусы «Чернигов», которые выпускали с 1976 года Черниговским заводом. Следующая украинская транспортная марка так и осталась внутри республиканской, это троллейбусы «Киев», выпускавшиеся Киевским заводом в 1960-73 годах. За пределы Украины они не уезжали.
Комментарии (0)