Если изначально на автомобилях использовались сначала механические КПП, а потом гидротрансформаторные автоматы, то сегодня машины оснащаются коробками передач различного типа, в том числе бесступенчатыми вариаторами. Поговорим поподробнее о том, что же представляет собой вариатор, какие преимущества и недостатки у коробок такого типа.
Удивителен тот факт, что конструкция такой трансмиссии вариатора была разработана около 500 лет назад, когда величайший инженер и выдающийся человек своей эпохи Леонардо да Винчи придумал конструкцию, которая позволяет бесступенчато передавать мощность с вращающихся валов. В последующем такая конструкция была усовершенствована, современные вариаторы получили полностью автоматическое управление, что позволяет оптимальным образом реализовывать мощность двигателя.
Особенностью вариаторов является плавная бесступенчатая передача крутящего момента на колёса от двигателя. То есть, такая коробка может ступенчато менять передаточное соотношение, а отдельные вариаторы имеют даже режим эмуляции работы автомата, когда автовладелец может сам переключать скорости, а автоматика словно эмулирует смену ступеней, как на классическом автомате.
Принцип работы таких вариаторов зависит от их типа, они могут выполняться тороидными и клиномерными. Наибольшее распространение получили клиномерные варианты, которые отличаются простотой конструкции и надёжнее тороидных моделей. По сути, такая коробка использует несколько конусов, по которым движется ремень или цепь. В зависимости от скорости движения автоматика изменяет положение ремня, который может двигаться по части конуса с малым или большим диаметром, соответственно удаётся изменять крутящий момент, плавно набирая скорость автомобиля.
Слабым местом такой коробки передач является ремень или цепь, которые в процессе эксплуатации начинают изнашиваться и растягиваться. При эксплуатации автомобиля с таким изношенных ремнём на зеркальной поверхности конусов появляются повреждения, тогда как замена конусов обходится автовладельцу в огромную сумму. Поэтому необходимо своевременно вскрывать вариатор, выполняя замену ремня, относящегося на трансмиссиях этого типа к расходникам. Могут отмечаться неисправности масляного насоса, который создаёт в системе огромное давление, необходимое для правильной работы всей трансмиссии.
К преимуществам коробок этого типа можно отнести динамичный и плавный разгон. По этому показателю вариаторы существенно опережают роботы и классические гидротрансформаторные АКПП, так как отсутствует разрыв мощности при переключении ступеней, соответственно не тратится впустую энергия, полученная от двигателя, тем самым уменьшается расход топлива. В сравнении с гидротрансформаторными автоматами КПД коробок вариаторов будет приблизительно на 5% лучше. При этом вариаторы обеспечивают максимальное удобство и комфорт при управлении автомобилем, отсутствуют толчки и пинки, а скорость может плавно набираться, и также плавно снижаться, если водитель отпустил педаль газа.
Основной недостаток вариаторов - это их сложная конструкция, а, следственно, и дороговизна ремонта. Причём по надёжности такие бесступенчатые коробки всё же уступают классическим автоматам, поэтому не редкость, когда нужен капитальный ремонт вариатора уже на пробеге в 150 000 километров. В обязательном порядке проводится плановый ремонт вариатора и замена расходников, что позволяет исключить критические неисправности трансмиссии. Такие коробки оказались крайне критичными к чистоте масла, которое на вариаторах нужно менять каждые 30-40 тысяч километров пробега. Нужно учитывать этот факт, что такие трансмиссии не любят повышенных нагрузок и больше подходят для размеренной езды, при этом их устанавливают преимущественно на малолитражки, так как такие коробки не любят высокий крутящий момент от мощных двигателей.
Комментарии (0)