"Диверсанты" — именно так в народе (кто знает почему?) называют фургоны из семейства 408/412/2140. За 11 лет производства (1964-1975) из ворот АЗЛК вышло около 104 тысяч грузовых М-433 и М-434, еще более 35 тысяч фургонов М-434 было изготовлено в 1969-1972 годах заводом «Ижмаш». А с 1976 по 1981 выпускалась модель 2734 — аналогичный фургон уже на базе 2140.
Такие фургоны — большая редкость в наше время
Несмотря на приличный суммарный тираж (около 150 тысяч машин), до наших дней данные фургоны практически не сохранились. Дело в том, что они не продавались новыми в частные руки, а работали исключительно в сфере народного хозяйства, обслуживая всевозможные государственные учреждения и предприятия. В 1975 году даже вышел приказ ГУ ГАИ СССР, в котором уточнялся список типов автомобилей, регистрация которых в индивидуальное владение не допускалась. Пикапы и фургоны на базе легковых машин попали под этот запрет, получивший силу закона.
Рифленые боковые заглушки — фирменная особенность подобных машин. Очень часто их портят, врезая дополнительные стекла
В большинстве случаев, спустя некоторое время (после выработки планового ресурса) Москвичи-фургоны списывали и безжалостно отправляли под пресс. И лишь изредка шоферам, работающим на этих фургонах, удавалось всеми правдами и неправдами выкупить уставшие машины в личное пользование.
Однако, биография героя сегодняшней записи — случай, можно сказать, уникальный. Дело в том, что этот видавший многое 434-й был в свое время пригнан из Германии, о чем свидетельствует отметка от Киевской таможни в техпаспорте (бумажная книжечка), полученная в 1992-м годом.
Облицовка радиатора — с крупной клеткой, которая применялась на обновленном семействе АЗЛК-408ИЭ и 412ИЭ после 1969 года
Но начну по порядку. В один из холодных мартовских вечеров Костя сбрасывает мне в мессенджер ссылку на продажу 434-го "Москвича". Объявление содержало 3 фотки, минимум текста и было подано буквально несколько часов назад. Тем не менее, даже этого хватило, чтобы от праздного интереса перейти к активным действиям: набираем продавца и договариваемся о просмотре машины уже завтра утром (благо ехать всего 150 км).
C 1972 года задняя дверь стала цельной
Решили выехать пораньше, поэтому уже в 6.20 мы пили кофе на заправке при выезде из столицы в одесском направлении. Забегая наперед, скажу что решение подорваться в такую рань было очень правильным: выехали бы на час позже — и этой записи, скорее всего, вы бы не увидели, ибо другие охотники за раритетами не дремлют)))
Передний бампер — с клыками, а сзади их нет: кто знает — какой вариант правильный для этой машины?
По прибытию на место дислокации автомобиля нас ждало несколько сюрпризов. Первый и самый главный — 434-й оказался в экспортном исполнении, о чем убедительно свидетельствовала подкапотная табличка на немецком языке. Кстати, кто не знает — это и есть главный признак "экспортности".
Подкапотная табличка: по-немецки название марки писалось как Moskwitsch. В верхнем левом углу видны остатки оригинальной желтой краски, которой машина была выкрашена еще на заводе
Сюрприз номер 2 — "Москвичок" после установки аккумулятора завелся буквально с пол-оборота! И это при том, что всем своим видом и особенно въевшейся в краску грязью он намекал о как минимум 2-3 годах безвыездного простоя на одном месте.
412-й моторчик оказался живчиком и порадовал ровной работой
Ну и на десерт: на корме машины мы обнаружили прицепное устройство или фаркоп, который при ближайшем рассмотрении оказался не сельским "колхозом", а оригинальным дилерским аксессуаром: на фирменной табличке (опять же на немецком языке) присутствует упоминание принадлежности именно к автомобилям марки Moskwitsch.
Главный артефакт — оригинальный фаркоп!
И заводская табличка на нем
Конечно, состояние фургона далеко не "капсула времени", но вцелом — автомобильчик оказался приличной комплектности. Тем более в случае с "диверсантами" перебирать харчами вариантами особо не приходится: другие виденные нами экземпляры были в куда более печальной кондиции. Да и нет их: за год в продаже всплывает не более 2-3 машин.
Салон малость заколхожен: например руль — от люксового 2140 SL
Решение о покупке было принято буквально через минуту после встречи с машиной, но ради приличия все же загнали 434-го на яму: днище, кстати, оказалось довольно "живым" и без заметных следов прежних ремонтов.
Приборка — на английском языке. Некоторые эксперты утверждают, что в 1974-м такой быть не могло. Что скажут знатоки?
Советский радиоприемник «Урал» дополнен левой бородой с уже современной магнитолой Sony: двойная музыка
В качестве бонуса от прежних владельцев были получены некоторые запчасти (дверь, крышка багажника от универсала 2137, приборка, элементы хрома и самодельная перегородка между грузовым отсеком и кабиной), а также 10-литровая канистра.
Грузовой отсек во всей красе: по паспорту он рассчитан на 400 кг поклажи
Заводская перегородка на месте и это радует, так как найти ее сейчас очень непросто
Дело в том, что мы сперва планировали перегонять "Москвича" в своим ходом, ведь он заводился, ехал, тормозил и даже фары со стопами и поворотниками исправно работали, чему я был крайне удивлен. Однако, из соображений безопасности и личного комфорта в последний момент было принято стратегической решение — воспользоваться услугами эвакуатора: так спокойней и за машину и за себя))) Да и топливный бак автомобиля представлял собой пластиковую канистру в ногах пассажира с соответствующими запахами паров топлива в салоне.
Погрузили!
Московские фургоны 433 и 434 выпускались в двух вариантах. Первый — с закрытым окном торцевой двери, перегородкой до потолка, запасным колесом, расположенным за спинкой пассажирского сиденья, второй — с остекленной торцевой дверью, перегородкой без верхней половины и запасным колесом под настилом пола. Как можно увидеть по фотографиям, нам достался вариант со стеклом и низкой перегородкой.
Увы, родной шильдик 434 не сохранился
Модель 434 впервые появилась в 1967-м году и фактически являлась более мощной версией 433-го: под капотом находился 1,5-литровый мотор УЗАМ-412 на 75 л.с. Как и на ранних «Москвичах-433», пятая дверь первоначально выполнялась двустворчатой и лишь с 1972 года стала цельной. Всю первую половину 70-х годов оба варианта фургона 433 (с 50-сильным двигателем МЗМА-408) и 434 благополучно сосуществовали на конвейере. В 1969 году все 412-ое семейство прошло модернизацию, по итогам которой все модели получили дополнительный индекс "ИЭ". Не стал исключением и "Москвич-434" — модернизированная версия стала именоваться "Москвич-434ИЭ".
Помимо базовой также выпускались следующие модификации: «Москвич-434Ю», предназначенный для районов с жарким климатом; «Москвич-434Э», экспортный; «Москвич-434П» — с правосторонним рулевым управлением. Начиная с декабря 1969 года к названиям этих модификаций также был добавлен индекс "ИЭ".
Смена модели с М-434 на М-2734 в январе-марте 1976 года прошла практически незаметно, не нарушив отлаженной работы конвейера. Просто вместо деталей М-412 на участки сварки и сборки стали поступать комплектующие от М-2140.
Докладываю: по асфальтовой дороге на большой скорости в направлении государственной границы движется автомашина «Москвич»!
Комментарии (0)