Все про автомобили для мужчин
Снимок фотографа отдела приключений Ивана Дементиевского.Вот, что рассказывает Вадим: "Якутия (теперь я, наве

"Месяц вымораживал машину из льда": как живут дальнобойщики на Крайнем Севере



Снимок фотографа отдела приключений Ивана Дементиевского.

Вадиму Бастахову 52 года, около двадцати из них он проработал дальнобойщиком, последнее время – в Якутии. По его словам, разница между работой в центральной России и на Дальнем Востоке – огромная. "Когда приехал в Якутию, мне было уже глубоко за 40. Думал, что знаю о себе и о машинах все, такой опытный мужик, но нет. Оказалось, то, с чем я сталкивался раньше – детский сад, а я мальчик по сравнению с опытными якутскими водилами. Пришлось наверстывать".

"Лед под машиной нужно уметь чувствовать"

Вот, что рассказывает Вадим: "Якутия (теперь я, наверное, прожив тут около десяти лет, могу говорить «наша») – удивительный регион. Когда живешь тут, то привыкаешь, а когда только попадаешь сюда – непривычно. Зимой большая часть населенных пунктов зимой никакими трассами не связана – заметает все. А грузы в любом случае возить надо: есть поселки и деревни, там людям жить надо, есть, мыться, вещи стирать. Еда им нужна, мыло, дрова, уголь. Доходит до смешного: однажды я своему знакомому пенсионеру привез хорошую зубную щетку: он до этого три года щетку не менял, ближайший магазин далеко, а он больной человек. В некоторые места и летом сложно доехать, а зимой все еще сложнее. И в дороге тебя никакие спасательные службы не спасут, мобильной связи на маршруте нет, рации в сложном рельефе тоже берут черт знает как (чаще всего - никак). Все, что у тебя есть на маршруте – ты сам, машина и помощь таких же водителей. Бывает, едешь, видишь впереди коллега тянет свой большегруз по льду. Остановитесь, поговорите, узнаете дорожную обстановку – вот тебе и радио, и интернет, и новости. Зимние наши маршруты часто проходят по льду, вот тут главная опасность – провалиться.

Вполне реальная ситуация: машина провалилась под лед, температура -45.

Хозяин машины уже который день пытается вызволить свой транспорт. "Люди у своих грузовиков обустраивают временные жилища – устанавливают палатку с печкой, пригоняют домик на колёсах", – рассказывает фотограф Ваня Дементиевский, который работал в этих местах.

"Когда едешь по реке, лед нужно чувствовать, слышать, понимать насколько он сейчас опасен. Бывает, что прямо ощущаешь, сидя на сиденье как он пружинит. На это ощущение и ориентируешься, этот навык приходит с опытом", – поясняет Вадим.

А вот, что говорит фотограф нашего отдела приключений, Ваня Дементиевский: "Зимник – самая настоящая дорога жизни. Если бы не зимники, то во многие поселки нельзя было бы завозить еду и жизненно необходимые для быта вещи. Я, на пути к морю Лаптевых, встречал многих водителей, которые надолго засели во льдах. И вот они недели (или даже месяца) сидят и откапывают своих механических кормильцев, отмораживают машины. Машина – единственный инструмент для заработка, ее не бросишь".

Машина, попавшая в ледяной плен. Ваня рассказывает: "Хозяин уже не один месяц живет около нее. Транспортное средство – единственный кормилец. Если не успеть вытащить до наступления тепла, то лед просто напросто переломит грузовик".

А вот, что рассказывает Вадим Бастахов: "Я бы свою работу на другую не променял. Это, наверное, опасно, сложно (хотя, конечно, мне моя работа уже давно кажется обычной), но не за прилавком же в магазине мне сидеть? Или что – в офисе кресло продавливать? Никогда не забуду: однажды, я по просьбе жителей маленькой и удаленной от поселков деревни (зимой туда можно целый день ехать – и не доехать) – захватил с собой детских игрушек к Новому году. Игрушки простые, китайские, детям прям там у машины их и раздали. Какие они были счастливые. Я зарабатываю деньги, да, но приятно еще себя чувствовать не просто винтиком в каком-нибудь офисном мире, а полноценным человеком, который делает важные дела".

Ищем мужчин с опытом дальнобойщиком для публикации заметки об этой непростой работе – в журнале Men's Health Russia. Пишите в комментариях или сюда - zoanton@yandex.ru.

Фото Ивана Дементиевского, спасибо


Источник: "Месяц вымораживал машину из льда": как живут дальнобойщики на Крайнем Севере
Опубликовал:
Теги: фото транспорт дорога Машина лед

Комментарии (8)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Валерий Богданов
Да это не бомбилы на такси и маршрутках Москвы или Питера , здесь всё по настоящему , или ты мужик , или дерьмо на палочке.
Евгений Сибиряков 
Вот настоящие железные не без доли авантюризма русские пацаны, спасибо им огромное.
Александр Зиновьев
Если кому рассказ лёг, то отзовитесь: kn_al@bk.ru
Александр Зиновьев
На Мандриково

Я знаю, город будет, я знаю, саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть. Сашку трясло, и он в тумане сознания про себя чеканил Маяковского. Маяковского Сашка любил за его мужское мужество и стихи. Клацало всё, что может в человеке клацать. Сашка замерзал и понимал это.

- Распишись вот здесь и здесь, показал пальцем место в путевом листе начальник партии Игорь Седов. Молодой, бородатый симпатяга.
- Молодец, а теперь не тяни. Буровая уже вчера там должна была быть, а она до сих пор в боксе.
- Так она вчера уже и есть – подытожил Сашка Игореву просьбу. Считай уже там.
Как-то так получилось, что буровую на базе Газ 66, некому было перегнать в посёлок Мандриково. Из посёлка уже вовсю ругались. В трубке только и слышалось – срываете, срываете… И начпартии Игорь решил на это дело поставить своего универсала – Александра Панкова, инженера-геофизика. Весь Сашкин универсализм собрался в его умении много чего уметь. По рабочим профессиям, от сварки, до всяких станков! Машины все, какие в отечестве водятся, знает и водит, и катера и даже самолёт. Опять же играет на гитаре, подрабатывает как журналист, и ещё играет на сцене.
Буровая с опущенной на кабину мачтой, одиноко стояла в высоком, просторном и, плохо обогреваемом по кругу толстыми трубами, боксе. Сашка подошёл к ней и вполне серьёзно спросил:
- Ну что, поедешь? Буровая дипломатично промолчала. Не жалея обуви, потыкал носком сапога, по баллонам, надо ли подкачивать, задрал кабину, внимательно посмотрел, что там водители оставили, проверил щупом масло, помял ремешки за вентилятором. Смотрел внимательно. Не капает ли с краников, все ли гайки на месте. У большого водяного патрубка заметил деревянный клин непонятно как держащийся между патрубком и приёмной трубой на блоке. Подумал, зачем, но трогать не стал, стоит и стоит… Раз водители поставили. За огромными и толстыми воротами бокса Чукотка. На Чукотке зима. Утром по радио передавали минус 47. Да так и есть, жмёт, аж покрякивает, а тут ехать на чужой, незнакомой машине. Сашка обошёл буровую, позаглядывал, куда и не надо бы было! Примерно, как лётчики перед вылетом оглядывают машину – мало ли что! Опустил кабину, защёлкнул на крюк и полез на бампер, смотреть воду в радиаторе. В боксе было полутемно, поэтому открутив пробку, Сашка, сунув в радиатор палец, нащупал воду. В кабине нашёл десятилитровую пластиковую канистру – отметил - молодцы, искать не надо, покачал её – полная, пощёлкал тумблерами мотор печки, дворники, всё работает.
- Опять же молодцы водители! Прямо невеста, а не буровая! Молчащая буровая похоже, согласилась с таким определением. Сашка произнёс это вслух. И так как не услышал ответного слова, решил, что стесняется. Ну стесняйся, стесняйся… Проверил нажатием тормоза и вытянув подсос, запустил движок. Двигатель как будто только этого и ждал. Бокс затянуло дымом и плотным ровным звуком доведённого до совершенства двигателя. Сашке это очень понравилось. Пока двигатель нагревался, порылся в ящике с инструментом. Необходимое есть – опять же молодцы. Включил скорость и поехал к воротам, открывать. Оттащил в сторону придуманные кем-то на Северах на всю ширину сшитые трубой утеплители, и упираясь, раскрыл их, отщёлкнув рычаги запоров.
На заправке знакомой тёте Клаве «похвастался», что вот командируется на Мандриково – буровую отогнать послали.
- Ну, ты поосторожнее, буркнула в ответ заправщица, перевал там скажэнный.
Заправка на самом краю посёлка светила одиноким фонарём у самого выезда в долину невеликой речки Встречной. Слева и справа естественно тянулись сопки. Солнца не было, потому как зима, не сезон ему светить. Сашка заправил бак. Второй был полон. Сизый в полумраке бензин покачивался в горловине бака. Закрыл его и вставил в петлю для замка, мягкую проволоку, закрутил на один оборот и сев в кабину, пибикнул тёте Клаве и вырулил на дорогу. В кабине тепло – впереди несколько часов относительного безделья, можно было подумать-помечтать. Вспомнить былое! Буровая установка тяжёлая, машина качается как корабль на волне, рессоры под ней так и ходят. Ну да, не для гонок же, доехать до устья скважины можно и не торопясь. Выехали на зимник и побежали. На щитке зелёным подсвечивали приборы и среди, самый главный – температура воды. Сашке нравилось, когда тепло, и когда всё хорошо работает, когда вот так предоставляется возможность оторваться от привычных дел. Мотор делал своё дело уверенно, и дорога, освещённая ярким светом фар, сама калилась под колёса. Зимники на Чукотке, да и вообще на северах, хороши тем, что лучше, чем асфальтированные трассы, ровные, укатанные. Ветер всё с них выметает, и они блестят в лучах фар как новенькие. А если уж совсем буря, или снегопад вез ветра, и такое бывает, то пройдут волокуши и опять всё ровное и блестит. Кабина уже так нагрелась, и Сашка остановился и покрутившись на сидении, снял с себя тёплую курточку, а меховая полярная шапка пушистым зверем давно лежала на капотной крышке, на дисках манометров воздушного давления. Без курточки рулить просторнее.
Потянулись километры и мысли. Ни встречных, ни попутных машин, только краем света фар высвечивает склоны сопок, причудливые снежные козырьки на обрывах. Всё белое-пребелое! Ох, и красота! Даже в темноте! Вернулся мыслями к работе – несколько раз продумал, правильно ли они идут – не ожидается ли чего непредвиденного. План, годовой план, про погоду даже не догадывается – ему что? Даёшь план и всё тут! На просторах Чукотки, в строго привязанных к картам точках, несколько бригад Сашкиной экспедиции круглый год и зимой вели буровые разведочные работы. Если всё идёт хорошо, то со временем выложится карта, по которой можно будет, судить – перспективный район или нет. И начинать ли добывать золото или погодить. Это в Лондоне унции чего-то в фунтах стоят, а у нас на северах и в геологии только труд и стоит. Сашка, когда первый раз набрал пригоршню матово блестящего золота, этого с атомным номером 79, который ещё и Аурум 197, почувствовал его неожиданную, почти как свинец, увесистость, пошевелил пальцами, и золото как песок, посыпалось между ними – внутренне удивился - и из-за этого-то добра столько у людей и горя и счастья! К золоту на Чукотке, да и на приисках относились, конечно, с уважением, но та же пшёнка или куриные яйца ценились куда более чем металл. Да и звали его просто – металл! Не сталь конечно, но золото. Да и добыча его по-своему интересна. Хоть подземная, хоть вскрышная. А если ещё в тонне руды содержится всего 2-3 г. золота, то и выгода светил для производства добычи. Пока Сашка думал, дорога потянула в гору – значит, уже вёрст двести отмахал, и не заметил. Только мелькали дорожные отражатели на воткнутых в зимник столбиках красным, отражённым катафотным светом. Хорошо, что стоят, всё веселее, подумал Сашка. А вот в пургу от них толку не особенно. Заметает. Выйдя на подъём, переключил, перегазовав по старинке, на третью скорость. Буровая под своей тяжестью на секунду осела, но пошла живее. Только мотор загудел иначе, быстрее. В машине было уже даже жарко и поэтому не верилось, что за окном космический холод. А звёздочки-то помигивают – Сашка скосил глаза влево и посмотрел в дверное стекло вверх. Ни облачка. Даже на Чукотке это признак, что ночью станет холоднее. А куда уж! И так хватает! Странно! Круглые сутки - ночь, но в ночные часы становится обязательно холоднее. И как там вверху этот Боженька всё это улаживает? Перед самой верхней точкой перевала, переключил на вторую скорость, и тут Сашка заметил, что вода в радиаторе, если судить по стрелке датчика, как-то взъерепенилась. В такую погоду и кипеть – глупость какая-то. Стрелка легла направо, и появился специфический запах палёной воды. Ещё не хватало, подумал Сашка и взяв в право остановился и выключил двигатель. В кабине запахло сильнее. Натянул шапку, и как был, без курточки-полярки выскочил из кабины. Холод клещами охватил тело! Сашка присел, и увидел выбивающийся из-под крыльев над колёсами парок. А под мостом тут же замерзающее пятно от воды. Херово, однако, на чукотский манер, с тревогой подумал Сашка! С трудом, оттого, что машина стояла вверх по склону, приподнял кабину. Из-под кабины пахнуло теплом и запахом парной воды, и тут же, сквозь пар, увидел, что большой патрубок, что соединяет двигатель с радиатором, слетел с двигателя. А этот деревянный клин лежал тут же. Сашка даже обрадовался, что всё так просто! Отожжённую проволоку на такой случай он видел в инструментальном ящике… Катанка словно ждала его. Тут же подвернулись и плоскогубцы. Холод зверел каждую секунду. Сашка с откусанной на глазок проволокой, ещё доподнял и закрепил кабину на защёлку и поднырнул под неё. Рукам от двигателя стало теплее, и он попробовал натянуть патрубок на торчащую трубу на блоке системы охлаждения и тут же понял, зачем тут стоял клин. Патрубок был немного, миллиметров на десять короче. Но одевался. Хотя и… на самом минимуме. Быстро сделал скрутку из проволоки, обмотал пару раз вокруг патрубка и плоскогубцами стал затягивать петлю. Ноги и брюках и спина уже околели. Только он закрутил проволоку как патрубок сам сполз с трубы. Странно! Сашка вновь его насадил и тут заметил, что патрубок не стандартный, что его изгиб не подходит под этот двигатель и поэтому его тянет, стягивает с трубы. Так вот что тут за клин стоит, догадался Сашка и пожалел, что не надел полярку, потому как уже почти закоченел. Тихо ругая хозяина буровой, Сашка собрался с мыслями, чтобы, уже не ошибаясь, натянуть уже окаменевший патрубок на место и затянуть его проволокой. А тут ещё плоскогубцы соскользнули и упали на снег. Поднял их и как можно быстрее, но осторожно закрутил проволоку. Попытка оказалась успешной и Сашка совершенно немыми, не слушающимися пальцами вставил клин между патрубком и… трубой блока, и ещё раз крутатанул вязанку. На всякий случай, подталкиваемый шоферской практикой, покачал уже закреплённый патрубок. Стоит крепко. Теперь надо налить воды. Сашка вылез из-под кабины. Холод схватил всё его тело и принуждал всё бросить! Но не тут-то было! Повиснув на ручке кабины, не сразу, дёргаясь, Сашка стронул её с места, и она пошла опускаться. Сашка подобрал ноги, чтобы уж точно наскочить на защёлку и в уже наваливающемся безразличии, опустил рычаг запора и полез в кабину за канистрой.
В кабине нашёл совершенно ледяные варежки, непонятно каким образом и зачем натянул их на руки, выдернул из-за спинки сидения канистру с ещё булькающей водой, опустился на дорогу и полез с ней на бампер, заливать. Старался не ошибиться, не соскользнуть, не упустить ни капли, тонкой струёй лил воду и думал, только бы хватило! Хорошо бампер как стол, просторный. Мелькнула мысль, что за всё время на дороге никто не проезжал. Замёрзнешь тут к чертям, и никто не поможет! Воды хватило, даже осталось. Закрыл крышкой радиатор, даже на канистру навернул крышку и отметил, как всё каменеет. Спрыгнул на деревянные ноги, но не упал. Постоял, собираясь с силами. Непонятно как, но забрался в кабину, канистру положил на правое сидении, снял, стряхнул с себя варежки, левой рукой потянул дверь, обитую войлоком, и ледяными пальцами коснулся ещё более ледяного ключа в замке зажигания и, превозмогая боль, повернул его. Стартёр щёлкнул и как-то так легко крутнул двигатель. Сашка даже не обрадовался. Просто услышал, что он завёлся, значит, не всё пропало. Включил габариты. Посмотрел туманными глазами, что показывают приборы. Датчик давления масла показывал троечку, хорошо, а стрелка датчика воды пока лежал на боку. Сашка погазовал, разгоняя мотор, и вдруг заметил, что стал трястись. Посмотрел на руки, трясутся, ноги ходуном, да и всё тело тряслось странной незнакомой вибрацией. Вот тогда он стал трясущимся голосом читать Маяковского. Когда такие люди в стране советской есть. Стрелка температуры воды слегка подалась право, не замёрзла водица-то, ещё раз обрадовался Сашка и стал, изучая, удивляться собственной тряске. Это от холода, подумал Сашка. Сильно так замёрз, поэтому и трясёт! Мысли в трясучем теле текли хотя и странно медленно, но текли, и Сашка даже ими подумал, что как-то бы собрать тепло вокруг себя. Кабина большая, пока всю кабину нагреешь, истрясёшься! Трясущейся рукой, отметил, как смешно она трясётся, дотянулся до своей полярки, потянул к себе и стал трясущимися руками натягивать её на голову, чтобы получился кокон. И вместе с ней наклонился и трясущимся лицом лёг на руль. Рулевая баранка оказалась как-то особенно холодной, как сталь. Снял шапку и положил её на руль, под голову. Заметил, что дальше строчки – когда такие люди в стране советской есть, стихи не шли, - стал подтыкать курточку вокруг тела! Тряслось не только тело, зубы тоже смешно постукивали. Быстро так. Морзянка! Но благодатное тепло пошло – Сашка сначала почувствовал его губами, затем грудью. Тряска же продолжалась, но теперь не страшная, потому как тепло уже было рядом! И тут вспомнил, и прошептал «Через четыре года здесь будет город-сад!» Ну и пусть трясёт, даже интересно, и будет город сад. А как дальше-то… Вспомнил как в школе удивился что написал Маяковский – Мы в сотню солнц мартенами воспламеним Сибирь. Здесь дом дадут хороший нам и ситный без пайка, аж за Байкал отброшенная попятится тайга». Ни о чём, кроме тряски и радости тепла, не думалось, но мартен и за Байкал, как-то успокоили Сашку, и он заснул. А когда проснулся, мотор молодец какой работало ровным своим звуком, не подвёл. Оторвал голову от руля, не сразу понимая, что делается.
Спал, посмотрел на часы, больше часа. Проснувшись, вспомнил, где он, выбрался из-под курточки, посмотрел на дорогу, оглянулся по кабине. Всё работало, циферблаты приборов светились, и кабина была тёплой и уютной. Радостно потянулся, заложил руки за голову и подал локти вперёд – хорошо! Ещё раз посмотрел на циферблат, мать честная, уже четыре утра… Почесал затылок, потому как подумалось, что в Мандриково должны бы уже волноваться за него. Включил скорость и медленно отпустил сцепление. Нехотя, на замёрзших подшипниках, буровая пошла в гору, немного осталось до верха, должно немного. Руль опять был тёплым и родным. Верхняя часть мачты миролюбиво торчала над кабиной. Переключил на вторую скорость – едем! Едем, ёлочки зелёные.
В Мандриково, а Сашка приехал туда в десять утра, начальник партии Чижов Иван Егорович, старый полярный геолог, встал из-за заваленного картами и разложенной схемой участка, протянул руку, улыбнулся Сашке и спросил, чего так долго?
- Да патрубок слетел, ответил Сашка.
- Какой?
- Верхний!
- А чего слетел?
- От другого двигателя патрубок натянули и деревянным клином заклинили! Клин слетел и патрубок слетел! Объяснил Сашка.
Помолчали…
- Ладно, иди, завтракай, поменяем. Да поспи, обрат машина днём пойдёт, толкну.
Чижов опустился на стул и стал набирать номер телефона. Уже в дверях Сашка услышал «Игорь, панков приехал. Живой. Куда он денется».

Александр Зиновьев.
1 февраля 2006 года.
Владислав Мельник 
На Дроме есть цикл статей Альбины Сысоевой - "По зимникам Якутии". Она с мужем на стареньком МАЗе ездит по Якутии и описывает работу дальнобоев. Обилие фото, даже видео есть. Зачитаешься!!!
Ковалев Владимир
Несколько раз ездил на Бысу зимой на паджерике. Огромное спасибо лесовозам - настоящие МУЖИКИ.
Николай Кононов 
В Якутии конечно не работал. Но что такое дальнобойщик знаю не понаслышке. 23 года отпахал в этой ипостаси. А вот дальше Омска в сторону Сибири не бывал. В основном европейская часть СССР и Ближнее зарубежье. Бывал в командировке в 87 -88 в Нягани на трубе, возили пригруза. Якутским дальнякам уважуха.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Дальнобойщик из Закарпатья случайно попал в Крым, и поделился впечатлениями
Дальнобойщик из Закарпатья случайно попал в Крым, и поделился впечатлениями
0
Ваши новости 14:01 20 окт 2018
"Месяц под косой блестит, а в 3,14зде звезда горит"
"Месяц под косой блестит, а в 3,14зде звезда горит"
9
Мужской журнал 09:13 16 авг 2017
Правила ухода за пластиковыми окнами Правила ухода за пластиковыми окнами
Вот почему некоторые дальнобойщики не выезжают на трассу без пустых бутылок в колесах
Вот почему некоторые дальнобойщики не выезжают на трассу без пустых бутылок в колесах
18
Авто-Тема 23:03 18 ноя 2018
Забавные фотографии про грузовики и дальнобойщиков
Забавные фотографии про грузовики и дальнобойщиков
0
Авто-Тема 11:25 17 фев 2019
Каменные истуканы Крайнего Севера
Каменные истуканы Крайнего Севера
0
Мужской журнал 06:01 15 июл 2019
13 дальнобойщиков припарковались рядом посреди ночи, чтобы спасти чью-то жизнь...
13 дальнобойщиков припарковались рядом посреди ночи, чтобы спасти чью-то жизнь...
6
Авто-Тема 21:28 25 апр 2018
Все для удобства дальнобойщика
Все для удобства дальнобойщика
16
Авто-Тема 21:16 28 фев 2018
Маленький монолог одного дальнобойщика. Очень поучительно
Маленький монолог одного дальнобойщика. Очень поучительно
27
Ваши новости 08:00 22 май 2019
По дорогам Японии колесит самый красивый дальнобойщик
По дорогам Японии колесит самый красивый дальнобойщик
10
Авто-Тема 10:54 18 янв 2019
Машины врезаются в невидимые преграды
Машины врезаются в невидимые преграды
46
Мужской журнал 08:03 17 июл 2018
Два польских водителя дрались на трассе – их насмерть сбил белорусский дальнобойщик
Два польских водителя дрались на трассе – их насмерть сбил белорусский дальнобойщик
15
Авто-Тема 10:47 15 фев 2018
Подсчитано число нехватающих России врачей
Подсчитано число нехватающих России врачей
0
Ваши новости 00:01 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства