Мечтой советских мальчишек был моторный велосипед, который иначе называется мопед (мотоцикл педальный). Для его вождения не нужны были водительские права. Мало кому известно, что двигатель к мопеду был создан сельским плотником, который к тому же был конструктором-любителем.
В начале 30-х годов в СССР появились первые мотоциклы СССР. Создавали их на основании иностранных образцов. На тот момент собственной конструкторской школы попросту не было. Собирали модели на базе велосипедов, но до серийного выпуска ни одна разработка не дошла.
В начале 50-х годов, в правилах дорожного движения появилась поправка, согласно которой владельцы всех мотоциклов должны были получить права. Без прав можно было ездить на транспорте с велосипедными моторами, их рабочий объемом был менее 50 см3. Использовался как иностранный опыт, так и собственные различные компоновки.
В это же время появилась интересная разработка, созданная деревенским плотником Филиппом Александровичем Прибылым. Мотор предназначался для одной из моделей харьковского велосипедного завода.
С юных лет Филипп Александрович увлекался различными механизмами. Молодому человеку хотелось кататься на велосипеде, но денег на его приобретение не было. В итоге он изготовил велосипед из дерева, а колеса к нему приспособил от сенокосилки. Цепей у юного мастера не оказалось, поэтому пришлось использовать ременную передачу. Окончив 4 класса сельской школы, Филипп поступил на должность плотника. На зарплату он смог купить уже настоящий велосипед.
В 18 лет Прибылой впервые увидел мотоцикл и задумал сделать бензиновый двигатель на свой велосипед. Двигатель получился не сразу, но с каждым разом агрегат выходил лучше и мощнее. Когда очередная модернизация двигателя получилась достаточно успешной, молодой изобретатель решил показать свое творение создателям велосипедов и поехал на нем в Харьков.
Мотовелосипед грохотал и дымил паровоз, но скорость развивал достаточно приличную. Но смелости конструктору не хватило, доехав до ворот велозавода, он повернул обратно.
Однако на удачу в окно заводоуправления выглянул главный конструктор велозавода, его заинтересовало, откуда доносится такой грохот. Заметив отъезжающего мотовелосипедиста, он отправил вдогонку служебного водителя на «Победе».
Инженеры с трудом поверили, что двигатель создан плотником-самоучкой. Филипп Александрович Прибылой был взят на завод мастером экспериментального цеха. Уже на рабочем месте он совершенствовал свои навыки, получал образование. Коллеги помогли ему научиться читать чертежи, проводить расчеты. Молодой мастер продолжал совершенствовать двигатель.
В 1955 году завод выпустил опытную партию, насчитывающую 300 велосипедов с моторами «Д-4». Двигатель работал на бензине А-56, А-66 и развивал мощность в 1 лошадиную силу и расходовал всего 1,2 литра бензина на 100 км.
Московская комиссия по достоинству оценила разработку харьковчан. Было решено запустить в производство такой мотор на Ленинградском заводе «Красный Октябрь».
Перовое время двигатель продавали отдельно для установки на уже имеющиеся в наличии велосипеды. В 1958 году на Харьковском велозаводе выпустили первый мопед «В-901», который был специально сделан под двигатель «Д-4». Затем выпуск мопедов на данном двигателе стали осваивать и другие заводы.
Разработка современного Кулибина - Филиппа Александровича Прибылого получила путевку в долгую жизнь. Простой и надежный двигатель служил многим поколениям. И даже сейчас продолжает массово выпускаться, но уже в Китае.
Комментарии (1)