Все про автомобили для мужчин

Дырчик - забытое средство передвижения. Или мопеды советских времён

Мотор плюс педаль, и получалось относительно быстрое и доступное средство передвижения.

Мотовелосипед B-901

Сегодня молодежь рассекает на скутерах – а во времена СССР их роль выполняли мопеды. Стоили они намного дешевле даже завалящего мотоцикла – от 100 рублей, хранить в гараже мопед было не обязательно – их, как велосипеды, спокойно держали в квартире. Те, у кого мопедов не было, часто помогали их счастливым владельцам ремонтировать средство передвижения – вдруг дадут проехаться с ветерком.

 

Мотовелосипед B-902

Первый советский мотовелосипед, выпускаемый массово. Производили этих красавцев еще в 50-х на Харьковском велосипедном заводе. У таких мопедов была низкая рама и усиленная вилка, колеса по 26 дюймов, руль с расширенными ручками, багажник с прижимом и двигатель Д-4 («дырчик», как его называли). Весили они 27 кг.

Мотовелосипед МB-042 «Львовянка»

Такие модели делали на Львовском автозаводе начиная с 1960-го. Они могли разгоняться аж до 40 км/ч (мощность – одна лошадиная сила), имели переднюю вилку с пружинными амортизаторами, поворачивающуюся влево и вправо, и сварную трубчатую раму с двумя верхними трубами. Жесткость амортизаторов можно было настраивать, завинчивая и вывинчивая гайки. Мотор Д-4, жесткая подвеска заднего колеса.

Мотовелосипед МB-042 «Львовянка»

Львовские мопеды МВ-044, МП-043

Модель 1982 года. Самый компактный мопед производства этого завода: его можно было не только хранить на балконе, но и возить в автомобильном багажнике. Правда, весил он более чем прилично – 50 кг. Колеса были, как у мотороллера, – небольшие и толстенькие; руль и сиденье можно было опускать.

Мопед МП-048, он же «Верховина-3»

Они почти не отличались друг от друга. Легкий мопед МВ-044 был оснащен двигателем Д-5, имел мощность 1,2 лошадиные силы. На мопеде МП-043 был двигатель помощнее – Ш-51; мощность – 2 лошадиные силы.

Мопед Spiriditis

Новая модель того же автозавода, выпускалась с 1963 года. Это устройство, хотя и называлось мотовелосипедом, фактически обладало всеми достоинствами мопеда: у него была телескопическая передняя вилка, задняя подвеска на пружине, штампованная рама. И мотор, конечно же. Более поздние модели даже были оснащены аж двумя амортизаторами.

Одноцилиндровый двухтактный двигатель, объем 45 см3, мощность – 1,2 лошадиные силы. Весило это удовольствие 30 кг, а скорость развивало до 40 км/ч.

Велосипед «Рига-1» с мотором

Эти опытные модели начали выпускать в 1958 году на рижском мотозаводе «Саркана Звайгзне», созданного на базе национализированной велосипедной фабрики. Мотор объемом в 60 см3, созданный по лицензии чешского завода Jawa, положения не спас – модель оказалась неудачной. Тогда-то конструкторов рижского завода и отправили в Чехию – перенимать опыт у сотрудников Jawa. В результате был создан мопед «Рига-1»: телескопическая передняя вилка, задняя подвеска на пружинах, 50-кубовый блок-мотор, изготовленный на заводе Jawa (правда, позже моторы для этих мопедов стали выпускать в Литве).

Легкий мопед «Рига-2 Гауя»

Эти велосипеды примерно в то же время принялись оснащать моторами д-4 объемом в 45 см3. После оснащения – а происходило оно в Ленинграде, на заводе «Красный Октябрь» – тюнингованные, как бы сейчас сказали, велосипеды приобретали мощность в 1,2 лошадиные силы.

Мопед «Рига-4»

Мотор в 45 «кубов», трубчатая передняя рама, подпружиненная передняя вилка – а еще фара, которая питается от генератора и позволяет кататься в темное время суток. Выпускались эти модели с 1961 по 1963 годы.

Мопед «Рига-5»

Поступил в продажу в 1970 году. Двигатель этого мопеда имел хитрый объем – 49,9 см3; это означало, что такой мопед не нужно регистрировать в ГАИ и для езды на нем не обязательно иметь права на вождение мотоцикла. Мощность – аж две лошадиные силы. Модель оснастили щитками для колес и 16-дюймовыми колесами – прежде у мопедов колеса были по 19 дюймов в диаметре.

Мопед «Рига-11»

Выпускался с 1966 по 1971 годы. В управлении был предельно прост, а вот динамика по сравнению с предыдущими моделями оставляла желать лучшего. К переднему колесу для амортизации вместо телескопической вилки приспособили сжимающиеся пружины. Двигатель заводился от вращения педалей.

Мопед «Рига-12»

Скорость у него была всего одна, зато колеса поражали мощностью, а к двигателю Д-6 можно было подключать задний габаритный фонарь и фару. Увы, рамы у таких моделей не отличались прочностью, а сами они были очень уж тяжелыми

Мопед «Рига-13»

Седло у него было короткое, багажник небольшой – зато имелся специальный вмонтированный в раму воздушный фильтр. Были у мопеда и велосипедные педали – чтобы при езде в гору можно было помочь двигателю Ш-57 (шауляйскому), если тот не справлялся.

Мопед «Рига-26»

Это была, пожалуй, наиболее симпатичная модель тех лет – двигатель Д-8, очень удачно установленный свет и даже высоковольтный трансформатор, с помощью которого были устранены проблемы с катушкой зажигания, характерные для предыдущих моделей. Такие мопеды не сходили с производства до 1998 года – а были запущены в 1983 году.

Мопед «Карпаты-2»

Их производили с 1970 до 1973 года. Развивал такой мопед скорость до 50 км/ч. Весил 51 кг, выдерживал нагрузку в 101 кг, имел топливный бак на 5 л.


Источник


Источник: Дырчик - забытое средство передвижения. Или мопеды советских времён
Опубликовал:
Теги: скорость модель колесо Мото гараж свет

Комментарии (25)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Олег Новоселецкий
Автор, где соответствие описания и картинок?
Олег Ермолович
Смотрите с последней
С И
Все статьи очень дилетантские. Написаны людьми, не имеющими понятия, о чем пишут.
Лучшие мопеды были марки Ява. Все мажоры имели только их, а не приведенное тут убожество.
А Карпаты - вообще не отсюда. Это мокик.
алексей kosmos
Ява это же мотоцикл !
Олег Новоселецкий
Карпаты-2 годы производства 1986-1997, а не 1970-73.
Денис Измайлов 
Аффтар жжот! Убей сибя ап стену:-)
Олег Силкин 
Все как обычно на этом сайте. Статья не доработанная и сырая.
Konstantin V
автор, ошибка на ошибке. половина фото моделей не соответсвует описанию.
игорь толстыкин 
вообще - то ни какие это не дырчики. эти средства называли тырчиками! (по звучанию: тыр - тыр - тыр - тыррр!)
Владимир Макатаев 
дырчики их звали! Не надо ля-ля. тырчиками их звали деревенские.
Jurij Najdenow 
дырчиками , тоже, так на севкавказе их называли ,а у нас ,в Казахстане ,драндулетами.
Невский Николай
Ошибок в статье много, это жаль. У меня была "Рига-3" здесь ее нет. Рама и колеса 19 дюймов от "Риги - 1", а бак и сиденье как на "Риге - 4". Классные воспоминания!
Александр Писаревский
У меня был Верховина-3. После расточки впускного окна мотался до 65 км/час по трассе (проверяли по спидометру Явы, которая ехала рядом). Движок шауляйский - Ш51К 2,5 л/с.
Зажигание можно было выставить так, что заводился от легкого толчка педали. Покупал в 1972 г., продал мальчишкам в 1993, причем в норме и на полном ходу.
Александр Кузнецов 
У моего деда был Рига- 4, а всех друзей были Верховины...И стоили они 45 рублей...За 100 можно было уже мотик взять. А мотовелосипеды продавались в виде навески двигателя и шестерни на заднее колесо и пацаны сами всё навешивали и катались!
михалыч рыбин
Правильно говорит тырчик а не дырчик,тырчик потому что он работает тыр- тыр,от этого и название, а дырчик это от слова дыра?
Садыков Алим
Вполне могло образоваться от слова дыра (однодырый; двух. ..). Соответственно - малый объем = маленький диаметр = дырочка.
В наших палестинах, ваши дырчики-тырчики газовичками называли. Скорее всего из-за того, что рычаг и трос сцепления были дефицитом. Из всего управления оставалась только ручка газа.
Михаил Ульянов 
Да, попутано в статье всё!
Мопед «Рига-4» - "Мотор в 45 «кубов»..." - объём был 49,8 см!
"Выпускались эти модели с 1961 по 1963 годы" - и в 1972 - мне такой купили...
Дамир
Всем привет. Мне на ДР, 14 лет отец купил новенький Рига 4. Это было очень круто у нас на районе.(стоил он где то около 200 руб.) Пожалуй это был самый желанный подарок мне на ДР за всю мою жизнь. Давно было но эмоции помню до сих пор.
Садыков Алим
Моей Риги 3 тоже не нашёл. И полное несоответствие подписей изображениям. Да и модели представлены очень неполно.
Впрочем, как обычно. Читаешь заголовок, надеешься встретить брата по разуму, а находишь дилетанта с амбициями.
Yuriy
а мой мопед так и не показали )
Владимир Макатаев 
Ригу-26 называли Миниками, и чаще на них стояла движка Ш-58 или S-58. Офигенно "драли на козла" и если не предупредить ездоки слетали с седла. До сих пор помню свой "первый раз" - хоть и предупредили а на "козла" он у меня встал! :) :) :)
Бизюков Юрий 
Был в своё время минимокик (рига26), но уже с задним амортизатором, немного доработал карбюратор и поставил 3х кольцовый поршень, заднюю резину заменил на мотороллеровскую, своя 400 мм. диаметр а от мотороллера 500 мм., бегал 60 км.ч. а в низ и поболее. Из г. Бишкека до д. Сосновка от калитки до калитки 100 км., со всеми остановками (светофоры, повороты, вынужденные остановки и притомаживания) проезжал за 2 часа. Бака 5,5 л. хватало туда-сюда. В лифт поставив на попа заходил, так что подъём и спуск на этажах был без проблем. Двоих возил. Хороший был минимокик.
Валерий Абакумов 
Ставил на велосипед "Урал" моторы Д-4 и Д-4к, ездил на "Верховине", мотоцикле "Восход-3", "Иж-Юпитер-5"
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Чем советские мопеды отличались от мотороллеров?
Чем советские мопеды отличались от мотороллеров?
1
Авто-Тема 15:13 08 фев 2021
Мечта советских мальчишек — мопед «Рига-7»
Мечта советских мальчишек — мопед «Рига-7»
5
Авто-Тема 07:23 16 дек 2021
13 советских привычек, которые высмеивали иностранцы, а теперь повторяют сами и нас поучают
13 советских привычек, которые высмеивали иностранцы, а теперь повторяют сами и нас поучают
14
Все о работе руками 10:01 25 окт 2023
Забава для городских ребят и мечта многих деревенских мальчишек: мопеды Рига-16 из СССР
Забава для городских ребят и мечта многих деревенских мальчишек: мопеды Рига-16 из СССР
0
Авто-Тема 09:07 26 дек 2021
Чем отличались советские мопеды Рига-1 и Рига-3?
Чем отличались советские мопеды Рига-1 и Рига-3?
3
Авто-Тема 14:23 23 фев 2021
Почему в СССР были популярны мопеды?
Почему в СССР были популярны мопеды?
0
Авто-Тема 15:20 25 фев 2021
Самое время покупать мопеды. Зимой на мото технику цены ниже
Самое время покупать мопеды. Зимой на мото технику цены ниже
0
Авто-Тема 13:05 31 дек 2021
Отец с сыном построили музей советских автомобилей на своём участке в деревне
Отец с сыном построили музей советских автомобилей на своём участке в деревне
0
Авто-Тема 15:10 20 янв 2022
Забытое крушение НЛО в городе Ацтек
Забытое крушение НЛО в городе Ацтек
3
Мужской журнал 07:01 15 фев 2020
Месть КГБ за гибель советских пленных в душманской тюрьме Бадабер
Месть КГБ за гибель советских пленных в душманской тюрьме Бадабер
21
Мужской журнал 10:00 17 ноя 2021
Детские фермы. Леденящие душу истории викторианских времён
Детские фермы. Леденящие душу истории викторианских времён
17
Мужской журнал 10:00 18 авг 2021
Главное не победа, а участие — как появился знаменитый девиз
Главное не победа, а участие — как появился знаменитый девиз
0
Читайте самую соль! 17:50 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства