Все про автомобили для мужчин

Лучшее из худшего: шесть самых непопулярных грузовиков в СССР

В СССР всегда шли большие стройки – строились ГЭС, заводы, ширилось сельхозпроизводство, быстро развивалась промышленность и экономика в целом. Грузовые автомобили играли ключевую роль в самых важных отраслях, поэтому этот вид транспорта производился в больших объемах.

В советский период, по данным статистики, количество выпущенных грузовиков к легковым машинам соотносилось как четыре к одному. Грузовики СССР выполняли различную работу, они были простым и надежным транспортом, их отправляли на экспорт. Но встречались среди них и довольно неудачные модели, о которых и пойдет речь.

1. ГТУ-10

ГТУ-10 имел троллейбусные «усы»/ Фото: uncle-vova.com

Симбиоз грузовика и троллейбуса был разработан и построен всего в одном экземпляре в качестве эксперимента. Базой для этого странного грузовичка с троллейбусными «усами» послужил КрАЗ-219.

Время его создания – 1961 год, когда появилась идея выпустить на советские дороги грузовик, который бы работал на электричестве. Питаться этот автомобиль должен был от обычных троллейбусных электролиний.

Творческая мысль зародилась не на пустом месте – инженеры знали, что в США уже производились и использовались машины такого типа, однако там на грузовики устанавливались электродвигатели. И на советском ГТУ-10 тоже планировали поставить силовую установку в виде двух электродвигателей, каждый по 172 кВт мощности.

При этом дизельный двигатель грузовика решили не демонтировать – он также работал наряду с электрическим агрегатом. Это решение приняли, поскольку автомобиль мог потерять управление из-за снижения напряжения в сети или необходимости отъехать от линии питания. Поэтому у водителя оставалась возможность на некоторое время подключить дизельный автомотор, затем его отключить и опять подсоединиться к троллейбусным сетям.

Необычный троллейвоз даже некоторое время проработал в Крыму на троллейбусном участке дороги Симферополь – Ялта, но показал себя не слишком эффективно. У него была невысокая скорость, к тому же он мешал пассажирскому транспорту курортного региона. Поэтому электродвигатели демонтировали, и ГТУ-10 продолжил работать как простой грузовик.

2. ЗИС-151

ЗИС-151 был слишком тяжелым и не очень проходимым/ Фото: gruzovikpress.ru

Этот грузовик был создан в 1948 году на базе американского 2,5-тонного трехосного полноприводного грузового автомобиля Studebaker-US6. Эти удачные, простые и надежные машины поставлялись в СССР во время войны по ленд-лизу, и отечественные инженеры взялись создать собственный аналог, рассчитывая запустить его в серию.

Однако ЗИС-151 получился не столь практичным и надежным, как прототип. Он оказался более тяжелым, к тому же недостаточно проходимым. В послевоенные годы автомобильная промышленность СССР испытывала серьезные трудности с деталями – в частности, с шинами.

На ЗИС-151, у которого и так имелись «ГАЗовские» мосты и колеса, были установлены простые шины вместо широкоскатных. В итоге грузовик ЗИС-151, который был переделан в двухосный, не мог проехать по бездорожью. Его колеса застревали, и при попытке выйти из положения по два колеса ставили на задние оси. Однако результат ничуть не улучшился.

Проблема даже усугубилась, так как грязь забивала шины, и ЗИС-151 застревал окончательно. Все это привело к тому, что модель в 1958 году была снята с эксплуатации, и ее заменили на более мощный ЗИЛ-157 с широкими шинами колес.

3. МАЗ-510

МАЗ-510 был создан в Минске в 1962 году/ Фото: auto.ru

Нестандартный, некрасивый и неэффективный – все это можно отнести к грузовику МАЗ-510, созданному в 1962 году в Минске на основе неприхотливого и надежного бескапотного грузовика МАЗ-503. Задумка выпускать одноместный самосвал пришла в чью-то светлую голову из высшего руководства страны, а целью была экономия на металле – и правда, зачем в рабочем самосвале пассажирское место?



Кроме кабины, у МАЗ-503 ничего не стали менять – тот же дизельный 11-л мотор в 180 л.с., те же габариты и семь тонн грузоподъемности. «Отрезав» часть кабины, на металле и стекле немного сэкономили, но в ходе испытаний выявились непредвиденные и неприятные сюрпризы.

Во-первых, водителю стало неудобно и некомфортно работать в таких условиях. Во-вторых, внезапно обнаружилось, что резко вырос расход топлива.

Как оказалось, это произошло из-за нарушенной аэродинамики, когда вместо обтекаемой кабины поток воздуха встречал грузовой отсек самосвала. В результате вместо экономии средств расходы только возросли. Всего было построено четыре МАЗ-510, но уже при заводских испытаниях стало ясно, что проект неудачный, и он был закрыт.

4. ЗИС-150

Производство ЗИС-150 прекратили в 1957 году по техническим причинам/ Фото: denisovets.ru

Разработку грузовика широкого спектра использования начали еще до войны, начав с модели ЗИС-15. Следующее поколение ЗИС-150 напоминал International К-7 производства США. К выпуску приступили в 1947 году, модернизировав ЗИС-15. Был установлен мотор большей мощности – 90 л.с., грузоподъемность увеличена в два раза – до 4 тонн.

В целом грузовик ожидания оправдал – неприхотливый, выносливый и мощный. Но в его конструкции крылась проблема – обрывался карданный вал, из-за чего машина на скорости мчалась без тормозов. Случилось немало серьезных аварий из-за конструкторской ошибки.

Только к 1954 году недостатки были устранены, но уже в 1957 году производство прекратили. Несмотря на это, ЗИС-150 послужил основой для последующих автомобилей этого класса.

5. ЗИЛ-132Р

ЗИЛ-132Р был не слишком маневренным и потреблял много бензина/ Фото: 5koleso.ru

К постройке нового грузовика с повышенной проходимостью конструкторы ЗИЛа приступили в 1960 году, получив заказ от правительства: потребовался грузовой транспорт для военных, способный ездить там, где дорожное покрытие полностью отсутствует. Первым прототипом армейского вездехода стал ЗИЛ-132. В 1974 году, на его базе построили пятитонный грузовик, способный работать и в армии, и в народном хозяйстве.

Из трех прототипов бортовой грузовик ЗИЛ-132Р предназначался для армейских нужд. Он отличался бескапотной изготовленной из стеклопластика кабиной, колеса были оснащены независимой подвеской и улучшенной трансмиссией.

ЗИЛ-132Р успешно шел на любое бездорожье, поднимался на крутой подъем, преодолевал брод с глубокой водой. Но у него было совсем плохо с маневренностью, а топлива он поглощал 78 л на 100 км. По этой причине ЗИЛ-132Р прекратили эксплуатировать, остановив проект в 1980 году. На базе именно этой модели в дальнейшем начали строить первые КАМАЗы.

6. «Колхида» КАЗ-606

«Колхида» часто ломалась, вызывая недовольство водителей/ Фото: denisovets.ru

Детище Кутаисского автозавода было построено в 1950-х годах и отличилось настолько некачественной сборкой, что заслужило звание «Самого неудачного грузовика СССР». КАЗ-606 должен был собираться из готовых частей и агрегатов, поступающих с производства ЗИЛа.

И если в Москве все работало как часы, то в Кутаиси результат был прямо противоположный, хотя инженеры должны были доработать проект, чтобы грузовик смог ездить по горным виражам.

«Колхида» часто ломалась, не могла работать как тягач, хотя и принадлежала этому классу. Она рассыпалась прямо на ходу, так что приходилось сваркой прикреплять детали. Далеко не добрыми словами поминали «Колхиду» КАЗ-606 водители, которым довелось поездить на ней в советские времена.


Источник: Лучшее из худшего: шесть самых непопулярных грузовиков в СССР
Опубликовал:
Теги: г. Москва [1405113] респ. Крым [1434425] г. Ялта [1435569] Ялта г.о. [95252043] г. Симферополь [1435475] Симферополь г.о. [95252033]

Комментарии (4)

Сортировка: Рейтинг | Дата
ВЛАДИМИР КВП
С колхидой вполне ожидаемо. Грызунам и Су-25 доверили строить, но так же отказались по схожим причинам. Жопорукие грызуны, в принципе не способны к созидательному труду в области машиностроения. )))
Алекс Майоров
А что с габунийцев взять? Что они умеют делать? Врать, хамить до подличать...
Леша Бабий 
обрывался карданный вал, из-за чего машина на скорости мчалась без тормозов
и как связаны кардан и тормоза?
Денис
Ставлю "Не нравится": автор намешал в кучу опытные образцы, которые не пошли в серийное производство, действительно недоработанные грузовики ЗиС 150 и "Колхиду", а также вполне хороший грузовик ЗиС 151.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Шесть типов женской сексуальности
Шесть типов женской сексуальности
10
Мужской журнал 12:39 29 янв 2018
5 секретных грузовиков из СССР
5 секретных грузовиков из СССР
1
Авто-Тема 12:22 11 июл 2021
ЗИЛ-4331: один из самых надёжных грузовиков в СССР
ЗИЛ-4331: один из самых надёжных грузовиков в СССР
0
Авто-Тема 21:26 15 дек 2021
Там до сих пор живут люди: как выглядит одна из самых неудачных планировок домов в СССР
Там до сих пор живут люди: как выглядит одна из самых неудачных планировок домов в СССР
4
Все о работе руками 08:01 12 июн 2023
Лучшее средство для чистки унитаза из самых простых ингредиентов: бюджетно и эффективно
Лучшее средство для чистки унитаза из самых простых ингредиентов: бюджетно и эффективно
1
Все о работе руками 13:01 21 авг 2024
Шесть самых удивительных мест в России
Шесть самых удивительных мест в России
5
Мужской журнал 04:01 18 янв 2021
Пятерка самых «экстремальных» грузовиков по мнению иностранцев
Пятерка самых «экстремальных» грузовиков по мнению иностранцев
1
Авто-Тема 19:58 30 ноя 2021
20 самых сексуальных звездных ягодиц
20 самых сексуальных звездных ягодиц
9
Мужской журнал 18:23 25 окт 2017
Яичница на утюге и кипятильник из лезвий: 5 самых необычных лайфхаков из СССР
Яичница на утюге и кипятильник из лезвий: 5 самых необычных лайфхаков из СССР
8
Все о работе руками 08:00 30 авг 2023
Вселенная шесть раз говорит, что случайностей нет и не будет
Вселенная шесть раз говорит, что случайностей нет и не будет
9
Мужской журнал 11:00 28 июл 2019
Шесть вопросов, которые поставят украинца в тупик
Шесть вопросов, которые поставят украинца в тупик
79
Ваши новости 13:02 01 авг 2018
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
3
Все о работе руками 10:20 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства