Более 60 лет назад автомобиль на подводных крыльях был создан и успешно испытывался в Советском Союзе! Это был секретный проект, заказчиком выступило военное ведомство, поэтому конструкция долгие годы оставалась никому не известной.
В 1953 году разработчики Национального автомобильного института Советского Союза по заданию Министерства обороны приступили к созданию быстроходного автомобиля-амфибии. Руководил группой конструкторов института инженер А.М.Хлебников, в 1963-м он стал и директором НАМИ.
Забегая вперед, следует сказать, что все военные разработки были строго засекречены, а результаты, пусть даже положительные, часто не имели дальнейшего развития.
Начали с теоретических основ перспективной плавающей военной техники. Неожиданно выяснилось, что для повышения скорости амфибии на плаву необходимо снижать сопротивление ее движению со стороны воды. Конечно, добиться этого можно было путем создания более обтекаемых водоизмещающих корпусов с обводами быстроходного катера. Можно было убрать колеса в специальные закрывавшиеся ниши и применить другие специальные устройства. Но это неизменно приводило к утяжелению машины, а главное - к существенному сокращению скорости.
Мудрый компромисс был найден в сочетании легкой и простой конструкции плавающего кузова автомобиля и принципов движения классического катера. Ведущие конструкторы института В.М.Овчинников и И.А.Стригин за основу конструкции взяли узлы полноприводного легкового автомобиля "Москвич-410".
Для амфибии придумали обтекаемый сварной цельнометаллический 4-местный корпус с гладким днищем. Колеса убирались в специальные ниши. Задний гребной винт монтировался на выдвижной колонке с редуктором. Водооткачивающий насос и запасное колесо уместились на крышке багажника. 41-сильный двигатель "Москвича" питался охлаждающим воздухом из кузова и имел независимый привод винта от промежуточного вала коробки передач.
Штатные ведущие мосты получили качающиеся полуоси, с помощью гидроцилиндров подвески они втягивались в боковые ниши, а при движении на плаву вообще отключались. Такая конструкция позволяла изменять дорожный просвет в пределах 80-300 мм. На суше колонку с гребным мостом вручную убирали в заднюю нишу кузова. Благодаря малой осадке 28 см амфибия с полной нагрузкой 1560 кг на воде развивала достаточно высокую скорость - 12,3 км/ч.
Вскоре был построен второй вариант амфибии под обозначением НАМИ-055Б. В нем был использован 90-сильный двигатель "Татра-603" V8 воздушного охлаждения. Но скорость утяжеленной машины на плаву увеличилась всего лишь на 2,2 км/ч. Стало понятно, что повышение скорости таких машин только за счет увеличения мощности мотора нецелесообразно, задача требует иного решения.
Работы над быстроходной амфибией НАМИ-055В начались в 1959-м. И уже со следующего года проектирование принципиально новой машины проводилось совместно с ЦКБ по судам на подводных крыльях (СПК) Горьковского судостроительного завода "Красное Сормово". Работой руководил конструктор Р.Е.Алексеев, легендарный создатель пассажирских СПК "Ракета", "Метеор" и многих других.
Как мы упоминали, разработки уникальной амфибии и их результаты были строго засекречены, а ее испытания проводились вдали от населенных пунктов, отдыхающих и рыбаков.
На этом этапе на вооружение была принята идея вывода обычного легкого плавающего автомобиля на подводные крылья.
Для этого предстояло частично или полностью приподнять корпус и колеса над поверхностью воды при помощи специальных профилированных гидродинамических устройств - подводных крыльев. На высокой скорости они создавали эффект воздушной
За основу взяли 90-сильную модель НАМИ-055Б. После предварительных испытаний масштабных макетов на нее навесили трехкрыльную систему с откидным носовым крылом-стабилизатором и малопогруженными неуправляемыми подводными крыльями. Так летом 1963-го появился первый в мире легкий плавающий автомобиль НАМИ-055В на подводных крыльях, испытанный на Волге. В полностью загруженном состоянии через 35-40 секунд после начала движения он достигал максимальной скорости 58 км/ч, в постоянном крейсерском режиме - 50 км/ч. При выходе на берег крылья вручную откидывали на капот и задок машины.
Но успешные испытания не обеспечили серийный выпуск амфибии. Она оказалась слишком сложной и тяжелой, имела плохую проходимость на берегу, а процесс ее переоборудования был слишком долгим и трудоемким, что не совмещалось с военными нормативами. Никакого развития НАМИ-055В не имела, тем не менее она стала первой и единственной в мире легкой армейской амфибией на подводных крыльях.
Александр АРХИПОВ
Комментарии (0)