Официальной датой выпуска первого автомобиля «Чайка» считается 1959 год. Но это не совсем верно — опытный образец был изготовлен еще в 1957 году. В январе 1958 года он был отправлен в Брюссель на международную выставку Expo’58, где был удостоен Гран-при. И в последующие годы «Чайка» неоднократно выставлялась на крупнейших автовыставках мира.
Начало серийного производства автомобиля «Чайка» по времени совпало с открытием XXI съезда ЦК КПСС, который проходил в конце января — начале февраля 1959 года в Москве. На нем было объявлено об окончательной победе социализма в стране и возможности построения коммунизма к 1980 году. Один из автомобилей был отправлен делегатам съезда в качестве подарка.
Автомобиль не был предназначен для продажи, он выпускался исключительно для высокопоставленных чиновников. Кроме того, «Чайку» иногда дарили известным деятелям науки или искусства. Например, писателю Михаилу Шолохову или балерине Галине Улановой. Автомобиль выпускался до 1989 года, за четыре десятилетия было изготовлено примерно 4 300 экземпляров.
Интересна история названия автомобиля, который изготавливался в Горьком. Самой престижной машиной Горьковского автозавода в то время была «Волга». А кто парит над рекой Волгой? Конечно, чайка. Таким образом было подчеркнуто, что статус «Чайки» выше «Волги». За сорок лет было выпущено две модели «Чайки» — ГАЗ-13 и ГАЗ-14.
Большинство автомобилей «Чайка» были черного цвета. Но, так было не всегда. Например, в декабре 1976 года, когда отмечали 70-летний юбилей Леонида Ильича Брежнева, для Генерального секретаря ЦК КПСС изготовили автомобиль вишневого цвета. Интересно, что в Советском Союзе «Чайку» часто называли «Машина Брежнева».
Во второй половине семидесятых годов на заводе РАФ в Риге была выпущена небольшая партия автомобилей ГАЗ-13С. Они предназначались для транспортировки в больницы первых лиц государства. Один автомобиль был выпущен не черного цвета, а белого. Он предназначался для отправки на Кубу для Фиделя Кастро, большого друга Советского Союза.
В СССР частному лицу купить «Чайку» частному лицу было невозможно. Правда, начиная с семидесятых годов, можно было заказать через ЗАГС этот престижный автомобиль на свадебную церемонию. Услуга была, для того времени, не дешевой — 50 рублей. Для сравнения — аренда «Волги» обходилась вдвое дешевле. Несмотря на дороговизну спрос на прокат «Чаек» был высоким.
С 1977 года на Горьковском автозаводе начался выпуск более современной модели «Чайки» — ГАЗ-14. Несколько лет ГАЗ-13 и ГАЗ-14 изготавливали параллельно, но в апреле 1981 года выпуск устаревшей модели был прекращен. Впрочем, эра автомобиля ГАЗ-14 оказалась не долгой. Через несколько лет в СССР началась перестройка. В рамках «борьбы с привилегиями» выпуск «Чайки» было решено прекратить. Последнюю «Чайку» собрали в декабре 1988 года, в январе 1989 года она выехала с завода.
Через 20 лет, в 2008 году, «Чайке» был присвоен почетный статус объекта культурно-технического наследия Советского
Союза. К тому времени встретить этот автомобиль на наших дорогах было уже практически невозможно. «Чайки», если и сохранились, то только в частных коллекциях.
В девяностые годы на ГАЗе были планы возобновить производство данного автомобиля. Но, выяснилось, что, вместе с прекращением выпуска «Чайки», были уничтожены и рабочая документация, кузовные штампы, сборочные линии. А возрождать производство «с нуля» оказалось экономически нерентабельным. Эпоха престижного советского автомобиля безвозвратно ушла в прошлое.
Но и в наши дни «Чайка» достаточно популярна у коллекционеров ретро-автомобилей. Особенно у зарубежных. Ведь практически у каждого автомобиля «Чайка» есть любопытная история, связанная с первыми лицами Советского Союза.
Комментарии (4)