Каких только "Волг" не насмотришься в продаже! Одна экспортнее и эксклюзивнее другой: то собранные для КГБ, ГРУ и ГОНа, то из рук первых лиц и знаменитостей… То глянец, облитый поверх монтажной пены, то "экспорт" в соседнюю деревню — всякой пошлоты на рынке не счесть.
Но этой весной в Москву прибыла неприметная, потрёпанная чёрная "Волга" из Владивостока, и вот она являет собой самый настоящий эксклюзив.
Прибытие в подмосковную мастерскую на трале — вместе с ЛАЗ-695Е ''Елена''
Большинство читателей тут же задались резонным вопросом: зачем было везти с Дальнего Востока 21-ю Волгу, да ещё и в далеко не подарочном состоянии? Для ответа нужно немного углубиться в историю…
Этажерка: Волга, эвакуатор, трал
Продукция ГАЗа в разные годы поставлялась в десятки стран мира. В их число входили не только дружественные СССР страны Варшавского договора и "идущие по пути социализма" на других континентах, но и страны победившего капитализма, куда продукция советских автозаводов импортировалась местными компаниями. До того, как СССР начал активно торговать природными ресурсами, именно экспорт автомобилей был основным источником валюты для советской экономики. Именно поэтому деятельность "Автоэкспорта" имела по-настоящему стратегическую важность.
21-я Волга получила определённое признание в Западной Европе, в первую очередь — в Скандинавии, как автомобиль надёжный, стойкий к холодам и плохим дорогам. Позже их распробовали и в странах Бенилюкса как машины прочные и достаточно недорогие. Импортёр советских автомобилей в Европу, фирма Scaldia-Volga, даже развернула их сборку на собственном предприятии в Брюсселе. "Скальдия", помимо прочего устанавливала дизельные моторы Perkins, Rover и Peugeot-Indenor на приходившие из СССР машинокомплекты "Волг" и "Москвичей".
На переднем плане — Москвич-408П, на заднем — ГАЗ-22Н. Рекламная съёмка Автоэкспорта
Но дилерской доводки было мало. Ряд экспортных рынков — в первую очередь британский — нуждались в специфических версиях импортируемых автомобилей: машинах, оборудованных для левостороннего движения, проще говоря, с правым рулём. В те годы как раз начиналось покорение британского рынка: доступные малолитражные "Москвичи" (а позднее — и "Лады") стали на британских островах настоящими бестселлерами.
Специально для таких рынков в начале шестидесятых ГАЗ разработал автомобили ГАЗ-21 и ГАЗ-22 в модификациях "Н" (правый руль, стандартное исполнение) и "НЮ" (правый руль, тропическое исполнение). Практически все они, за исключением выставочного образца, были выпущены в дизайне автомобилей "третьей" серии.
Внезапное: Волга в Бондиане! Кадр из фильма ''Thunderball'' (''Шаровая молния''), 1965 год
В отличие от "Москвичей", "Волга" англичанами была не понята: слишком большая, слишком прожорливая — совсем не для расчётливых и экономных островитян, которые вовсю скупали малолитражки. Но свой след "Волга" на островах оставила — в кино.
Та же ''Волга'' в британском сериале ''Champions'', 1968 год. Coinsidence? I don't think so.
Таким образом, ГАЗ построил лишь 120 "праворуких" ГАЗ-21/22, не разворачивая их полноценного серийного производства. В страны с левосторонним движением понемногу поставляли "Волги" в традиционном исполнении с левым рулём. Из уже построенных образцов около 25 машин попало на Британские острова, а остальные разошлись по всему миру: на Кипр, в Индонезию, Сингапур, Судан…
Праворукая ГАЗ-21НЮ в Судане. Копирайт на фото; помнится, когда-то оно лежало на flickr
Но вернёмся к дальневосточной машине. Эта "Волга" прежде принадлежала пенсионеру из Владивостока, который до своих последних дней пользовался ей, как своим повседневным автомобилем…
Маленькая, но важная деталь состояла в том, что пенсионер этот был не так прост: в прошлом он был советским дипломатом, работавшим в Сингапуре. Из Сингапура он эту машину и привёз.
Разрыв шаблона!
К сожалению, надписи на табличке выгорели, но ключевые данные — в том числе и модификация, остались. Индекс ''НЮ'' означает ''правый руль, тропический климат''
На русском — только надписи ''Волга'' снаружи и внутри
Внимательный зритель обратит внимание на ряд деталей: так, рычаг переключения передач переместился с рулевой колонки на центральный тоннель. Это не прижизненная переделка, а заводское исполнение и особенность всех праворульных 21. Сделано это в силу невозможности "отзеркалить" подрулевой механизм на правую сторону.
Ещё более внимательный читатель заметит, что рычаг открывания капота у праворульной "Волги" не переехал — он по-прежнему находится слева, и для того, чтобы открыть капот, нужно открывать пассажирскую дверь. Эта особенность передалась по наследству и "Москвичам" для Великобритании: перенос механизма затруднял бы их производство.
Приборы — в милях, надписи на щитке — на английском
Версия 21НЮ предназначена для тропического климата — с улучшенной системой охлаждения, без жалюзи у радиатора и салонного отопителя.
Здесь отопитель, вопреки заводской спецификации, был и есть.
Под капотом — следы долгих лет тягот и лишений в режиме повседневного авто. Праворукость выдаёт только рулевой вал в непривычном месте
На сегодня в России находятся три праворульных ГАЗ-21, включая машину из Владивостока. Другая праворульная 21, найденная в Ростовской области, тоже из Сингапура; в былые годы она экспонировалась на "сорокинских ярмарках" в Москве. К слову, она при аналогичном комплекте имеет модификацию 21СЮ на табличке — будто руль у неё слева… Третья праворульная 21 широкой публике пока незнакома, но это — вопрос времени.
А вот универсалов ГАЗ-22 с правым рулём в России нет. Но это не значит, что все образцы вида утрачены: как минимум одна машина живёт и здравствует в частной британской коллекции. Единично сохранившиеся "Волги" с рулём справа нашлись и в других странах: так, кое-что дошло до наших дней даже на Кипре и в Индонезии. Но поиски продолжаются — и то ли ещё будет?
Комментарии (0)