Почему все машины одинаковы? Было ли раньше лучше? Есть ли перспективы у современного автомобильного дизайна? Чтобы ответить на эти вопросы, придётся вспомнить историю дизайнерской мысли от первых машин до футуристических концепт-кары, не забыв о грузовиках СССР. Попытаемся выяснить, что же произошло?
"Огромная радиаторная решётка", "узкие фары", "изобилие прямых линий", "футуристический дизайн" - от этих цитат уже просто тошнит. Авторы на автомобильных сайтах, как "капитан-очевидность" "копипастят" рекламные буклеты и описания новинок рынка, рассказывая о совершенно одинаковых автомобилях, как о революции. Но что случилось с современным дизайном?
Корень зла. Если мода на одежду развивается по спирали, то с промышленным (в том числе, автомобильным дизайном всё совсем иначе. По сути он стоит на месте, и примерно раз в 20 лет появляется концепт-кар, делающий очередной прорыв, который культивируют все популярные марки. В данном случае всё началось с Mitsubishi Lancer X. Но было ли так всегда?
Примитивные 10-е, 20-е, 30-е... Первые автомобили выглядели примерно как гужевые повозки с моторами, но уже тогда каждый концерн старался выделиться. Всё проявлялось в мелочах: оптика, колёсные диски, арки, дверные ручки...
Во время Второй Мировой войны было как-то не до дизайна, но произошёл огромный скачок в технологиях. Появились тяжёлые грузовики и мощные двигатели...
Винтажные 40-е и 50-е можно считать точкой отсчёта начала полёта дизайнерской мысли. Появился "кузов" в привычном понимании этого термина и заводские художники быстро поняли, что из него можно "лепить" всё что угодно, как из пластилина. Автомобили того времени - это особая эстетика и разнообразие форм. Ведущие дизайнеры считают, что именно в этот период машины были самыми красивыми.
"Квадратичные" 60-е и 70-е. Как всегда, случается со всем хорошим, винтажные автомобили надоели и уступили место "рубленым" брутальным формам. В этот период самыми красивыми считались классические
Аэродинамические 80-е и 90-е. Мощности росли, машины становились быстрее и в автомобильную промышленность стали внедряться авиационные технологии, что вновь преобразило её до неузнаваемости. После доводки в аэротрубах кузова становились более обтекаемыми и обрастали аэродинамическими элементами, хотя в целом выглядели просто, а в это время на эскизах приобретали очертания...
...Футуристические 00-е и 10-е, ставшие началом конца. Концепт-кары с "космическими" формами и "огромными решётками и узкими фарами" по началу произвели настоящий фурор... Но ненадолго.
Грузовики: две с половиной школы дизайна.
Американские "траки" с изобилием хрома и рубленными формами считаются самыми красивыми, при этом они индивидуальны, достаточно посмотреть на брутальный Mack...
...И на вальяжный
Европейские "головастики", это уже иной подход, направленный на манёвренность практичность.
...
...Видимо, посему "свежий"
Советские грузовики представляют собой "золотую середину" между двумя школами дизайна и в этом заключается их неповторимая аутентичность.
...
Вернёмся к легковушкам. Есть ли перспективы?
Ну, конечно! Более того, существует несколько направлений, которые могут "выстрелить" в ближайшее время.
Биодизайн. Направление, в котором художники вдохновляются формами флоры и фауны, на фоне их многообразия регулярно появляются новые проекты.
Примитивный футуризм. "Красота - это когда нет ничего лишнего" - говорил Микеланджело, и многие дизайнеры с ним солидарны. Сегодня их поделки выглядят странно, но когда-то сама идея создания автомобиля казалась фантастикой.
Х-фактор всегда является неотъемлемой частью в области дизайна. Кто знает, может прямо сейчас неизвестный талантливый художник добавляет последние штрихи к концепт-кару, призванному
Комментарии (0)