В середине 1960х, в истории автомобильного дизайна плавно началась новая глава — стало понятно, что внешнее сходство автомобиля с аэродинамическими ракетами, самолетами или даже космическими кораблями не означали, что автомобиль был хорош на земле. Принципы аэродинамики, как сопротивление воздуху и обтекаемость кузова, заставили дизайнеров и инженеров пересмотреть их видение "автомобилей будущего".
Так, в самых одаренных головах автомобильного дизайна, как например, создатель небольшой, но амбициозной марки, Джотто Биззаррини (англ. Giotto Bizzarrini) и на то время ещё молодой, но уже прославленный дизайнер Джорджетто Джуджаро (англ. Giorgetto Giugiaro) создали один из первых “клиновидных” концепт-каров Bizzarrini Manta в 1968 году.
Одни из самых ярких представителей подобного направления. Собственно, Bizzarrini Manta, британский Vauxhall SRV и более поздний Maserati Boomerang.
Истоки концепт-кара восходят к середине шестидесятых годов, когда автомобильный инженер Джотто Биззаррини, ранее работавший на Alfa Romeo, Ferrari и Iso и основатель одноименной компании Bizzarrini S.p.A., начал разработку прототипа гоночного автомобиля P538 для участия в гонках Ле-Мана, чтобы создать конкуренцию серьезным противникам, как Ford GT40, Ferrari 250P и Porsche 906. Но к сожалению, дебют болида не был удачным — на гонке Ле-Ман 1966 года, оба экипажа компании Bizzarrini вышли из строя спустя несколько часов после начала. Вскоре последовало банкротство компании и больше автомобили Биззаррини участия в гонке не принимали.
История создания Bizzarini Manta в фотографиях от начала…
… и до конца.
В условиях жесткой конкуренции с лидерами в автомобильном бизнесе, Биззаррини буквально "распахнул двери" для своих инженеров и вложил максимальные ресурсы в проект, полагаясь, что победа в Ле-Мане, не только обеспечит профессиональное признание, но и послужит личным триумфом над Ferrari. Как было упомянуто выше, Биззаррини работал на Феррари, но из-за разногласий с Энцо Феррари (англ. Enzo Ferrari), вынужден был покинуть компанию в 1961 году.
Bizzarrini P538
К огромному разочарованию Джотто, первый экипаж P538 продержался на трассе всего около получаса, прежде чем был выведен из строя, когда разорвало трубу радиатора. Тем не менее, этого было достаточно, чтобы установить рекорд одной из самых высоких скоростей на Mulsanne Straight. Это не смогло избавить Биззаррини от разочарования, и на тот момент он ещё не знал, что реальные проблемы только приближаются. Вскоре после внесения регулировок в требования к гоночным прототипов ограничить мощность и объём двигателя до 5 литров, 5,4л двигатель от Chevrolet Corvette, установленный в P538 стал устаревшим. Надежды на победу в Ле-Ман 24 и признание на мировом рынке полностью испарились — конец компании был близок.
Но, как это часто бывает, смерть порождает жизнь. Так и произошло с P538. Бывший коллега Биззарини и его давний друг, Джорджетто Джуджаро, после нескольких успешных лет в Fiat, Bertone и Ghia, сошлись в процессе формирования Italdesign. Джуджаро на тот момент нуждался в платформе для своего первого независимого проекта, и Биззаррини нуждался в финансировании, поэтому избыточное шасси P538 (номер 003) быстро перешло в руки молодого дизайнера, как и вся начинка, включая двигатель от Corvette и остальное. 13 февраля 1968 года Italdesign был официально сформирован, и для участия в Туринском автосалоне был установлен крайний срок для выполнения проекта — всего 40 дней для перехода от пустого забытого шасси к полноценному концепт-кару.
Концепт-кар, как известно, это лучший способ громко заявить о себе для любой новоиспеченной автомобильной марке. Именно поэтому, Джуджаро заслуженно носит звание одного из лучших автомобильных дизайнеров всех времён — он должным образом представил новый автомобиль в Турине, несмотря на крайне сжатые сроки. Великолепный кузов, окрашенный в Acid Green с оранжевыми полосами, Manta (названный в честь Manta Ray, благодаря своему плоскому агрессивному профилю) ошеломил посетителей в Турине. Это был первый в мире «однокамерный» GT. Чтобы преодолеть проблемы видимости, Джуджаро изобрел гениальное решение — система «жалюзи» у края ветрового стекла. Его можно было открыть вручную во время маневров с малой скоростью через городские пейзажи и закрыть, чтобы сохранить аэродинамическую целостность на более высоких скоростях.
Джорджетто Джуджаро и Manta. Наши дни.
В статье "Королева Бала" из автомобильного журнала "Lastochka GT", внешнему виду Bizzarrini Manta было дано весьма необычное описание: «Внешне Manta больше походит на результат лабораторного скрещивания пылесоса и космической шлюпки, нежели на автомобиль. Под крышкой капота скрываются круглые передние фонари, а ближе к лобовому стеклу нежданно-негаданно возникают огромные «жабры». Далее идет зона повышенного застекления, визуально увеличивающая кабину. История с жабрами повторяется и в задней части корпуса. Через несколько лет эту «фишку» перенимет Alfa Montreal, а еще чуть позже — такая же чокнутая Bugatti EB110.»
Новый двигатель для Bizzarrini Manta изобретать не стали — в качестве движущей силы был установлен атмосферный 5,4-литровый V6 от Chevrolet Corvette, мощность которого достигала 355 л. с. Движок располагался продольно в центральной части авто, а тяга с него передавалась на заднюю ось посредством 5-ступенчатой «механики» от ZF. Благодаря такой мощи, а также сделанному целиком из алюминия легкому кузову, максимальная скорость «Манты» составляла целых 325 км/ч.
Двигатель находился сзади, а радиатор пришлось поместить спереди из-за нехватки места.
5,4-литровый двигатель от Chevrolet Corvette.
Кроме того, самое радикальное решение в этом автомобиле находится в салоне. Bizzarrini Manta — это трехместный автомобиль, причем сиденья расположены в один ряд, с водительским местом между двух пассажиров. Позднее, автомобиль, в котором будет исполь
Дебютировав, как очень успешный пиар-инструмент для новообразованного Italdesign, Manta стала билетом в первые ряды лучших автомобильных дизайнеров для Джуджаро — он обрел признание как создателя революционного "клиновидного" дизайна, будучи и без того уважаемым мастером своего дела, он плотно закрепил своё имя на многие десятилетия вперёд. Для самого же Биззаррини, Manta не была столь успешным проектом — продажи более "массового" автомобиля Bizzarrini 5300 GT Strada огранились лишь 17 штуками в год, что не позволяло избежать банкротства. Хотя это был первый подобный полностью независимый опыт Джуджаро, Manta не только подняла Italdesign в автомобильную стратосферу, но и вдохновила другие бесчисленные проекты (созданные самим Джуджаро или его коллегами), она также запомнилась как один из самых ярких концепт-каров шестидесятых-семидесятых, если не всего ХХ века. Джуджаро было всего лишь 28 лет, когда он создал один из самых запоминающихся концептуальных автомобилей в истории …
На Туринском автосалоне. 1968 год.
После успеха на автосалоне в Турине, Manta отправилась в мировое турне, где и началась долгая и запутанная история этого автомобиля, и чтобы её распутать, нужно было проявить навыки детектива. За последующие пять десятилетий, Manta пять раз сменила окрас и поменяла ещё большее количество владельцев. Все началось с прибытия концепта в Лос-Анджелес, где он предстал перед широкой публикой уже в красном цвете, приплыв прямиком из Японии. В США власти изъяли автомобиль сразу после выставки из-за банкротства Bizzarrini S.p.A. и отправили его на родину в Италию, где он был продан на судебном аукционе частному коллекционеру, который, к слову, довёл концепт до ума и все агрегаты стали полностью функционирующими. После этого он оставался в Европе в течение следующих трёх десятилетий, меняя цвета в соответствии с трендами тех времен — от British Racing Green, пребывая в Швеции, и серого металлика — по трендам 80х, прежде чем он вернулся в Штаты, и в 2005 был отреставрирован в соответствии с оригиналом 1968 года. С тех пор он выиграл множество наград, включая победу в конкурсе элеганции на Pebble Beach.
Таким он прибыл из Японии в США.
Фото из Швеции середины 1980х. На капоте появились два дополнительных воздухозаборника.
Предпоследнее перевоплощение, в таком виде автомобиль оставался до 2005 года.
В 2012 автомобиль выставлялся на аукционе с расчетной стоимостью $1 000 000 — $1 500 000, но сумма не была достигнута. В 2018 студии Italdesign исполняется 50 лет, и возможно, автомобиль вновь окажется на своей исторической родине.
Комментарии (0)