Мало кто знает, что в течение очень короткого периода в начале 50‑х годов холодная война велась с помощью массивных автомобильных циклопов — первых концепт‑каров. Ещё до начала космической гонки США и СССР пытались соревноваться, сидя за огромными рулями. Давайте познакомимся с этими первыми Холодными Воинами.
США принадлежит изобретение понятия концепт‑кара. Первым концептом принято считать детище Харли Эрла — Buick Y‑Job 1938 года. После Второй мировой войны американские автопроизводители встали на ноги, и General Motors был готов снова показать себя.
В 1951 году GM выпустил ещё одно творение Харли Эрла — LeSabre. Как и Y‑Job, эта машина была построена на существующем шасси GM и имела драматичный кузов, установивший шаблон на все 50‑е годы.
Автомобиль явно срисовали из авиационных каталогов: приборы были заимствованы у самолёта, а передняя часть выглядела как реактивный двигатель. Концепт LeSabre был испытательным полигоном для множества экспериментальных материалов и технологий. У машины был кузов из алюминия, магния и стеклопластика, а также первое в своём роде панорамное лобовое стекло — настоящая «заноза» для стекольной компании Libbey‑Owens‑Ford.
Советский концепт‑кар (также первый для СССР) был построен на фабрике ЗиС, которая, как вы знаете, позже была переименована в ЗиЛ.
ЗиС‑112 подглядывал за LeSabre, довольно откровенно скопировав его циклопическую внешность вплоть до революционного лобового стекла.
Советский автомобиль был большим и тяжёлым. Его длина составляла 5,5 метров, а масса — 2450 кг. Позже автомобиль будет модифицирован для гонок, и естественно эти показатели будут сокращены.
А вот его 140‑сильный V8 никак не мог соперничать с относительно продвинутым V8 LeSabre. Американский мотор получил уникальную компоновку с двумя карбюраторами. Один кормился бензином, а второй добавлял в смесь метанол ради повышения производительности при резких ускорениях. Чтобы ещё больше увеличить мощность, мотор (с литыми алюминиевыми полусферическими головками цилиндров) также использовал нагнетатель Roots. Результат был впечатляющим: 335 л. с. и 517 Нм крутящего момента. Да, моторную битву очевидно выиграли США.
Как уже упоминалось, впоследствии ЗиС‑112 претерпел несколько модификаций и стал гоночным автомобилем. Следующие поколения получили кузов из стеклопластика и более мощные двигатели, что позволило им выиграть много призов в чемпионатах СССР.
GM LeSabre служил персональным транспортом Харли Эрла на протяжении 40 000 миль. Эрл даже одолжил его генералу Дуайту Эйзенхауэру во время его «натовской» миссии в Париже.
Скорее всего, ЗиС‑112 был построен, чтобы показать миру одну вещь: что бы ни сделали США, Советский Союз мог это с переменным успехом повторить. А вот шли ли подобные ходы на пользу автоиндустрии — совсем другой вопрос.
Комментарии (0)