В начале 60-х в СССР создали мощный вездеход ЗИЛ-Э167, который мог работать на Крайнем Севере, уверенно преодолевая снежные бугры и сложнопроходимые песчаные и болотные участки. Машина с логотипом лося теперь находится в московском военно-техническом музее.
В конце ноября 1961 года власти СССР поручили ЗИЛу создать колесный снегоход грузоподъемностью три тонны для перевозки людей. Для его сборки конструкторы взяли кабину, моторы, фрагменты ходовой части, моторы ЗИЛа-135Л, а на раму установили ряд бензобаков от 130-й модели суммарным объемом 900 литров для обеспечения запаса хода в 600 км и корпус из стеклопластика. Рулевое управление осуществлялось благодаря гидрораспределителю, а давление в шинах регулировалось с водительского места.
Не обошлось и без некоторых новшеств. Конструкторы заметили, как бродит по снегу лось и решили оснастить вездеход колесами, напоминающими лапы этого животного. В итоге выбрали колеса размером 12.00-28, получившиеся несколько тяжеловатыми. Появилась тогда конструкция стеклопластикового легкого диска, используемая ЗИЛом в последующих его проектах. Саму шину облегчили, снизив количество слоев корда.
ЗИЛ-Э167 получил 4-местную кабину и пассажирский отсек на 14 мест, все они обогревались двумя отопителями и «буржуйкой». Входная дверь в пассажирское отделение располагалась по правому борту сзади, возле «кормы» установили воздухозаборники. Машину покрасили в оранжевый оттенок, чтобы ее можно было увидеть среди снегов.
Оснастили вездеход парой моторов ЗИЛ-375 по 180 л.с., двумя планетарными гидромеханическими АКПП и раздаточной коробкой, которая объединялась с коробкой отбора мощности, а та, в свою очередь, активировала лебедку мощностью 7 тонн.
С февраля 1963 года ЗИЛ-Э167 начал проходить испытания, уверенно преодолевая снежные ямы до одного метра глубиной и поражая своим видом и возможностями других автомобилистов и обычных очевидцев. В рамках теста машина покорила увлажненный холм с травянистым покровом с углом крутизны 42 градуса, чем повторила достижения передовых на то время гусеничных транспортеров. Кроме того, ЗИЛ-Э167 успешно проезжал по болотам глубиной до 0,8 метра благодаря дорожному просвету 850 мм.
Одним из самых тяжелых испытаний стало участие в сооружении нефтепровода Шаим – Тюмень в первом квартале 1965 года. Вездеход попал в очень непростые погодные условия. Все дороги в тайге были извилистыми и характеризовались большим числом занесенных снегом пней возле проезжих частей. Глубина осадок достигала одного метра, человек мог быстро провалиться по колено.
Усложняло ситуацию температура в минус 30 градусов. ЗИЛ-Э167 продемонстрировал здесь себя лишь с самой лучшей стороны. Он стал незаменим при перевозке грузов и людей по снежным местам и уверенно проезжал заторы, что упрощало условия движения обычных автоколонн.
Испытательные мероприятия показали, что ЗИЛ-Э167 очень полезен в качестве машины сопровождения колонн в тяжелых дорожных условиях. Грузовик умело передвигался по дороге, помогая застрявшим автомобилям и прокладывая объездные пути на разъездах. Благодаря утепленному кузову вездеход можно было применять и как жилье для экипажа, в виде столовой и просто пункта отдыха.
В серию ЗИЛ-Э167 не попал, а в настоящее время он хранится в военно-техническом музее российской столицы.
Комментарии (0)