Все про автомобили для мужчин

Вечный двигатель: чем советский внедорожник покорил весь мир

Ровно 40 лет назад с конвейера АвтоВАЗа сошла уже не первая, а 100-тысячная «Нива» — уникальный во всех смыслах автомобиль. Причем, это произошло спустя всего пару лет после запуска модели в серийное производство. Первоначальный производственный план на год составлял скромные 25 тысяч машин, но очень скоро его увеличили вдвое, а потом еще на треть. В лучшие времена АвтоВАЗа доля экспорта «Нивы» доходила до невероятных 80%, автомобиль продавался в сотне стран! Чем же так уникален и интересен советский внедорожник из 1970-х, доковылявший практически без изменений до наших дней?

Пятьдесят лет назад Алексей Косыгин, тогдашний председатель Совета министров СССР, принимал макет «автомобиля № 2», которому впоследствии суждено было стать люксовым вариантом «Жигулей» (ВАЗ-2103). «Работа с Fiat на этом заканчивается, и дальше придется надеяться только на себя. Так вот, первым вашим самостоятельным шагом должно быть создание автомобиля повышенной проходимости на базе «Жигулей» для наших сельчан», — четкая и конкретная задача была поставлена Косыгиным перед инженерами сразу трех предприятий: ВАЗа, АЗЛК и «Ижмаша», реализовать которую в итоге доверили тольяттинцам.

Инженеры-конструкторы разделились на два лагеря. Одни предлагали классический вариант с рамным кузовом, двуступенчатым демультипликатором, зависимыми подвесками, барабанными тормозами спереди и сзади. Другие наоборот предлагали более гражданские поперечную компоновочную схему и независимые подвески. Истина оказалась посередине, и в разработку пошел автомобиль с комфортабельной независимой подвеской и несущим кузовом, но со всем инструментарием классического внедорожника.

Тот самый «Крокодил Гена» Э1101, больше похожий на Citroen Mehari

Пока экспериментальные узлы и агрегаты будущей «Нивы» обкатывали на мулах Э-2121, которых прозвали «Крокодил Гена» из-за зеленого цвета и схожей наружности, дизайнеры разрабатывали экстерьер будущего бестселлера. Дизайнер Валерий Павлович Семушкин не скрывал — ориентиром для «Нивы» стал Fiat-127, однако ж советский внедорожник не стал очередной копией, скорее, вариацией на тему. Еще один интересный факт: «Ниву» назвали не в честь плодородного поля, название складывается из имен детей ведущего конструктора проекта Петра Прусова и главного конструктора ВАЗа Владимира Соловьева (Натальи и Ирины, Вадима и Андрея).

Fiat-127, который взяли за основу при создании дизайна «Нивы»

В итоге после шести лет кабинетных мытарств и согласований с конвейера АвтоВАЗа сошел компактный городской автомобиль с внедорожным потенциалом — ВАЗ 2121. «Нива» была максимально унифицирована со всем модельным рядом предприятия. Движок и многие детали внутреннего убранства салона были унаследованы у «Шестерки», а с традиционной жигулевской 4-ступенчатой коробкой передач была соединена через короткий кардан (впоследствии его заменили на ШРУС от «Оки») двухступенчатая раздатка, распределяющая постоянно тягу между обеими осями автомобиля. Собственно, этот новый агрегат и доставлял больше всего неприятностей при эксплуатации. Из-за несогласованности узлов на скорости трансмиссия издавала ужасные звуки, салон был наполнен страшными шумами даже на небольшой скорости. Раздатка «запевала», а ей в унисон гудели «зубастые» шины ВлИ.

Едва ли этот, как и все остальные недостатки кого-то пугали. Да, «Нива» шумела, подвеска в силу легкового происхождения не отличалась надежностью вне дорог, жигулевского движка мощностью всего 80 л.с. с ничтожным моментом в 116 Нм и на дороге-то хватало впритык, чего уж говорить про буераки, а из-за повышенной нагрузки аппетит у внедорожника был хоть куда. Но «Нива» была простая как в эксплуатации, так и в ремонте, при этом комфортабельная по всем параметрам и с серьезным внедорожным потенциалом.

На западе автомобиль моментально распробовали и выстроились в большие очереди. Причем народ смекнул: «Нива» идеально подходит для разнокалиберного тюнинга от чисто декоративной пластики, до серьезных узловых модернизаций. Шутка ли — количество только официальных модификаций, продаваемых за бугром, насчитывало несколько десятков, а ведь были еще и дилерские версии. Элегантные пикапы, версии с открытым верхом, цельнометаллические фургоны и даже багги! Правда, все это многообразие советскому человеку не полагалось: на волжском автопредприятии собирали множество крутых версий «Нивы» исключительно на экспорт.

Сегодня автомобильный динозавр, который сначала переименовали в Lada Niva, а затем и вовсе в Lada 4x4, дожил до наших дней и прекрасно себя чувствует. В 2013 года АвтоВАЗ произвел двухмиллионную «Ниву» и не спешит сбавлять темпы производства. Сегодня на внедорожник ставят кондиционер, систему ABS, при сборке уделяют большое внимание вибро- и шумоизоляции, «Нива» медленно и упрямо, но все же избавляется от детских болячек коих еще навалом. Тем не менее, это не мешает ей быть любимой не только на домашнем рынке, но и во всем мире.

Автор Саша Эпштейн


Источник: Вечный двигатель: чем советский внедорожник покорил весь мир
Опубликовал:
Теги: Тюнинг дизайн дорога мир внедорожник

Комментарии (17)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Николай Давиденко
А про вечный двигатель в заметке ни слова.
Борис NIKITIN
это про то что Нива будет производиться ВЕЧНО, вот вам и вечный двигатель
Александр Поляков
Вечный двигатель - это люди, которые вечно пашут, из поколения в поколение.
Талгат Гарафутдинов
"Вечный двигатель" - это и есть НИВА, конструкторские идеи и разработки!
marat gleizer 
Нива - хороший автомобиль и я желаю ему дальнейших успехов!
Виктор Тирбах 
Спроси у ремонтников они говорят что владельцы НИВ -герои так мне говорят , я у неё позаменял почти всё (на гарантии бензонасос и печку и радиатор)
Валерий Богданов
Два недостатка у НИВЫ:первый, слабый двигатель и второй - необработанное железо быстро ржавеет.
Юрий Чуев 
В 80 е в Африке ее лбили французы за дешевизну, проходимость, ремонтопригодность. Но ржавела насквозь за 1,5 - 3 года. Тогда ее просто выбрасывали
виталий давыдов 
не вечный а одноразовый авто.
Александр Поляков
Для 70-х это было передовое авто. Тогда и кузова меньше гнили. Победы до сих пор на ходу. Но сейчас это ужасный шум и вибрация, гнилое железо, грязный выхлоп, запах бензина в салоне. Я печку закрываю, когда еду за жигулями, чтобы не угореть.
Константин Переверзев 
Избавляется от детских болячек? 50 лет спустя?
Paul Momot 
А чё? Вполне детский возраст. Лет через 100 - 150 окончательно повзрослеет.
Владимир Андрышев 
Ага, я уж сдохну скоро, а у неё всё детские болячки, типа ветрянка, помазал зелёнкой и свободен.
Юрий Пупышев 
Увеличить мощность, укрепить кузов, расширить модельный ряд, не продавать за дешево за границу и дорого для нас!
Paul Momot 
Саша Эпштейн, сегодня Нива - зто не совсем Н.И.В.А.
Это скорее РЕНАУЛТ, а потом уже Niva.
Сергей Кузнецов
Первый в мире "паркетник"....Русские всегда и во всём были первыми)))))))
Юрий Чуев 
В 80 е в Африке ее лбили французы за дешевизну, проходимость, ремонтопригодность. Но ржавела насквозь за 1,5 - 3 года. Тогда ее просто выбрасывали
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Весь мир Россия: оставьте вечный спор славян!
Весь мир Россия: оставьте вечный спор славян!
17
Мужской журнал 10:00 18 июл 2021
Закидали снегом Вечный огонь дети в присутствии матери. Он потух
Закидали снегом Вечный огонь дети в присутствии матери. Он потух
128
Ваши новости 09:16 28 дек 2020
Как маленький «Жук» «размазал» весь советский автопром?
Как маленький «Жук» «размазал» весь советский автопром?
0
Авто-Тема 19:26 31 янв 2022
"Вечный микрозайм": Экс-солистка "Миража" рассказала, как разводят народ на звёздах шоу-бизнеса
"Вечный микрозайм": Экс-солистка "Миража" рассказала, как разводят народ на звёздах шоу-бизнеса
5
Ваши новости 02:31 15 янв 2021
Какой советский автомобильный двигатель был самым продвинутым
Какой советский автомобильный двигатель был самым продвинутым
7
Читайте самую соль! 16:14 20 сен 2023
Почему султан Джелал-ад-Дин велел утопить весь свой гарем в реке?
Почему султан Джелал-ад-Дин велел утопить весь свой гарем в реке?
25
Мужской журнал 09:02 26 окт 2018
Фантастические открытия, которые засекретили
Фантастические открытия, которые засекретили
39
Мужской журнал 07:00 30 окт 2021
Как работает ядерный двигатель
Как работает ядерный двигатель
13
Мужской журнал 06:01 23 ноя 2018
Подвинься, Вуйчич: Русский гений - "человек-туловище", покорил Европу
Подвинься, Вуйчич: Русский гений - "человек-туловище", покорил Европу
5
Мужской журнал 08:02 22 авг 2021
Какой советский двигатель был лучше: «Камаз» или все же «ЗИЛ»
Какой советский двигатель был лучше: «Камаз» или все же «ЗИЛ»
0
Авто-Тема 18:46 12 янв 2022
Почему современные машины – «одноразовые», но вечный автомобиль никому не нужен?
Почему современные машины – «одноразовые», но вечный автомобиль никому не нужен?
0
Авто-Тема 14:37 08 сен 2021
100 цитат о кошках: милые и смешные высказывания, в которых вы узнаете своего питомца
100 цитат о кошках: милые и смешные высказывания, в которых вы узнаете своего питомца
0
Все о работе руками 06:01 24 апр 2024

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства