Все про автомобили для мужчин
Легкий танк Т-60 был разработан в августе 1941 года на московском заводе № 37 под руководством Николая Алексан

Рассказы об оружии. Танк Т-60 снаружи и внутри



Легкий танк Т-60 был разработан в августе 1941 года на московском заводе № 37 под руководством Николая Александровича Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки лёгких танков того периода.

В сентябре того же года Т-60 был принят на вооружение РККА и серийно выпускался на нескольких машиностроительных заводах до февраля 1943 года, когда он был заменён на более совершенный лёгкий танк Т-70.

Всего было выпущено 5920 лёгких танков Т-60, которые приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны в 1941-1943 годах.

Николай Александрович Астров (1906—1992) — советский инженер-конструктор бронетанковой техники.

Весьма оригинальная история Т-60 началась в мае 1941 года, когда московский завод № 37 получил задание освоить серийный выпуск легкого танка Т-50. Предложение/приказ (попробовал бы кто отказаться) вызвало если не шок у руководителей предприятия, то понимание того, что выпуск вряд ли будет освоен. Со всеми дальнейшими спецэффектами.

Танк Т-50 имел достаточно сложную конструкцию (особенно КПП и ходовая часть), а завод №37 скажем так, в передовиках не числился. Но жить хотелось всем, и от завода в Кремль пошло встречное предложение: на базе танка Т-40 (плавающего) освоить производство нового легкого танка сопровождения пехоты.

При создании этого фактически нового танка предполагалось использование нормально освоенной моторно-трансмиссионной установки и ходовой части плавающего танка Т-40. Корпус должен был иметь более рациональную форму, уменьшенные размеры и усиленное бронирование.

Письмо подписали главный конструктор Н. А. Астров и военпред предприятия подполковник В. П. Окунев. Рисковое дело по тем временам, но… от «кровавого тирана» Сталина пришел не приказ о расстреле, а пришел заместитель председателя СНК СССР В. А. Малышев, которому поручили заниматься новой машиной.

Малышев, будучи человеком, прекрасно разбиравшимся в технике, оценил проект танка, одобрил его, обсудил с конструкторами технические и производственные проблемы и дал «добро». Единственным изменением в проект был совет заменить пулемет ДШК на 20-мм автоматическую пушку ТНШ-1 (ШВАК), хорошо себя показавшую на тот момент.

И танк пошел в серию.

О Т-60 в нашей литературе и размышлениях «экспертов» было сказано много. И умных вещей, и откровенных глупостей. «Слепой» танк со слабым вооружением» – наиболее часто встречающиеся перлы.

Триплексы, конечно, не очень. Но они у всех наших танков такие были. Однако сказать, что в танке ничего не видно впереди и по бокам, – это соврать. В ИС-2 намного хуже с обзором. Тонкая броня и слабое вооружение? Простите, кто сказал, что легкий танк сопровождения пехоты должен «Тигра» в борт пробивать? Это совершенно не его задача.

Пулемет в дзоте, минометная батарея, стрелки, бронетранспортер с пулеметом же – вот цели для такого танка. И ШВАК со своей скорострельностью вполне мог устроить тяжелую жизнь. Танки – это не цель для Т-60.

Много читал по поводу Т-60, и в итоге могу сказать одно: где командиры понимали, как применять легкий танк с наибольшей эффективностью, там они пачками не горели, а прослужили весьма долго для легкого танка. Например, под Ленинградом.

А где была дурь и «любой ценой», там и были сгоревшие танки и ненависть танкистов.

Вообще, практика использования Т-60 в лесах и болотистой местности под Ленинградом была весьма эффективной.

Когда говоришь о Т-60, сразу на язык просятся эпитеты «мелкий, шустрый и тихий». Это действительно так. Бензиновый моторчик от ГАЗа действительно работает негромко. И он один.

Трансмиссия элементарная.

Танк получился очень маневренный и довольно шустрый.

Известен случай, когда два «тигра» под Ленинградом безуспешно гоняли Т-60, который мало того что уворачивался от стрельбы немцев, так еще и колотил ШВАКом немцам по головам. Увлекшись, немцы выскочили именно туда, куда их заманивал советский экипаж, а именно под пушки. Так два «Тигра» были потеряны благодаря грамотному использованию сильных сторон легкого танка.

Слабое вооружение… Конечно, 20-мм для борьбы с «Тиграми» не вариант. Но ТНШ-1, «приземленный ШВАК», имела весьма неплохие характеристики. Табличная дальность прямого выстрела достигала 2500 метров, прицельная – 700, темп стрельбы – до 750 выстрелов в минуту.

Пушка имела ленточное питание емкостью 754 снаряда (13 коробок). В состав боекомплекта входили осколочно-трассирующие и осколочно-зажигательные снаряды и бронебойно-зажигательные снаряды с карбидо-вольфрамовым сердечником и высокой начальной скоростью 815 м/с, что позволяло эффективно поражать легко- и даже среднебронированные цели, а также пулеметные точки, противотанковые пушки и живую силу врага.

Введение впоследствии подкалиберного бронебойно-зажигательного снаряда повысило бронепробиваемость до 35 миллиметров. Как следствие Т-60 мог бороться на малых дистанциях с немецкими средними танками Pz.III и Pz.IV ранних вариантов при стрельбе в борт, а на дистанциях до 1000 метров – с бронетранспортерами и легкими САУ.

Авиационная лента в 58 снарядиков соединялась с другими. Гильзы выбрасывались за борт, звенья ссыпались в поддон.

Боекомплект 1008 патронов (16 дисков, позднее 15).

Первое массовое применение Т-60 относится к битве за Москву. Они имелись почти во всех танковых бригадах и отдельных танковых батальонах, защищавших столицу. 7 ноября 1941 года в Параде на Красной площади участвовало 48 Т-60 из состава 33-й танковой бригады.

На Ленинградский фронт Т-60 начали прибывать весной 1942 года, когда для формирования 61-й танковой бригады было выделено 60 машин с экипажами. Боевое крещение 61-й танковой бригады пришлось на 12 января 1943 года – первый день операции по прорыву блокады Ленинграда. Причем бригада, как и 86-й, и 118-й танковые батальоны, также имевшие на вооружении легкие танки, действовала в первом эшелоне 67-й армии и форсировала Неву по льду. Части, оснащенные средними и тяжелыми танками, ввели в бой только на второй день наступления, после того как был захвачен плацдарм глубиной два-три километра, а саперы усилили лед.

Воевали Т-60 и на Южном фронте, особенно активно весной 1942 года в Крыму, участвовали в Харьковской операции и в обороне Сталинграда. Т-60 составляли значительную часть боевых машин 1-го танкового корпуса (командир – генерал-майор М. Е. Катуков), совместно с другими соединениями Брянского фронта, отражавшего немецкое наступление на Воронежском направлении летом 1942 года.

Последней крупной операцией, в которой использовались Т-60, стало снятие блокады Ленинграда в январе 1944 года. Так, в числе 88 машин 1-й танковой бригады Ленинградского фронта находился 21 Т-60, в 220-й танковой бригаде их было 18, а в 124-м танковом полку пять Т-60 и даже один Т-40.

На базе Т-60 выпускалась реактивная установка БМ-8-24 (1941), а также были разработаны и изготовлены опытные образцы танка с 37-мм пушкой ЗИС-19, 37-мм зенитной самоходной установки (1942), 76,2-мм самоходно-артиллерийской установки, зенитного танка Т-60-3 с двумя спаренными 12,7-мм пулеметами ДШК (1942) и самоходно-артиллерийской установки ОСУ-76 (1944).

Многие говорят о том, что Т-60 был якобы никчемной и неудачной машиной. Спорно, очень спорно. Брони Т-60 вполне хватало для защиты даже от крупнокалиберных пулемётов, а лобовая броня благодаря рациональному углу наклона с определённой вероятностью способна выдержать и попадания 20-мм снарядов (и даже низкоскоростных 37-мм от японских танковых пушек).

Немцы (румыны, итальянцы) танк ценили и охотно использовали у себя.

20-мм пушка ТНШ была способна справиться с любой лёгкой бронетехникой противника. Я бы сказал, что в своём классе Т-60 был не то что не худшим, а явно среди лучших представителей класса легких танков.

В следующем материале мы попробуем сравнить легкие танки именно этого класса у союзников и стран Оси.

ТТХ Т-60:

Боевая масса, т: 5,8—6,4

Экипаж, чел: 2

Размеры:

Длина корпуса, мм: 4100

Ширина, мм: 2392

Высота, мм: 1750

Клиренс, мм: 300

Бронирование:

Тип брони: гомогенная катаная высокой твёрдости

Лоб корпуса (верх), мм/град: 15/70 и 35/16

Борт корпуса, мм/град: 15/0

Корма корпуса (верх), мм/град: 10/76

Днище, мм: 10

Крыша корпуса, мм: 13

Маска орудия, мм: 20

Вооружение:

Калибр и марка пушки: 20-мм ТНШ-1 или ШВАК

Боекомплект пушки, шт: 750

Углы ВН, град: −7/+25°

Углы ГН, град: 360

Пулемёт: 1 × 7,62-мм ДТ, боекомплект 1008 патронов

Подвижность

Тип двигателя: ГАЗ-202

Мощность двигателя, л. с: 70

Скорость по шоссе, км/ч: 42

Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20-25

Запас хода по шоссе, км: 410-450

Тип подвески торсионная индивидуальная

Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,53—0,63

Преодолеваемый подъём, град: 34

Преодолеваемая стенка, м: 0,6

Преодолеваемый ров, м: 1,7

Преодолеваемый брод, м: 0,9.

Источник


Источник: Рассказы об оружии. Танк Т-60 снаружи и внутри
Опубликовал:
Теги: скорость история форма танк оружие

Комментарии (12)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Сергей Ремнёв 
Да, конечно, для своего класса нормальный танк. И, если использовать его, как здесь верно сказано, без дури и "любой ценой", то для своих задач он себя вполне оправдывал!
Николай Сосновский
Наши умеют делать оружие.
Олег Эмиров 
Т.с. первая версия БМП.
евгений косов 
любое вооружение ценно не только наличием , а тем как его используют , кто командует и кто пользуется этим вооружением ,профессионализм экипажа .
Владимир Хохлов 
Нормальный танк для определенных задач, прародитель БМП.
Вадим Черненко 
Фашисты после польской компании поставили на танки радио связь , у нас не было. Огромное количество репрессированных высший ком. состав в 1938 году. Одна наступательная доктрина у РККА. Конечно нормальный танк по лесам да на местности пересеченной. Не штурмовать же им линию Мажино или Маннергейма.
Николай Сосновский
Репрессировали бандитов и коррупционеров при власти.
Георгий Пырх 
Разве в 40х уже были дв 8ки от ГАЗ?
Алексей Погодин 
нет конечно, просто поставили то что проще найти, тем более на ходовой экземпляр.Газ 202 рядная шестерка, более правильно было бы поставить двигатель газ 51, фень-шуй меньше бы ругался
Георгий Пырх 
Видимо так и было. Поставили 8ку, мощней. Судя по тому как коряво подключили выхлопные трубы и глушитель сзади. вряд-ли так было с родным дв. От ГАЗ 6ка был-бы достоверней.
Олег Новоселецкий
Помнится в журнале Моделист-конструктор была статья - "Броня, огонь, маневр"
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Рассказы об оружии. Танк Т-54 снаружи и внутри
Рассказы об оружии. Танк Т-54 снаружи и внутри
4
Авто-Тема 19:24 25 янв 2019
Рассказы об оружии. ИС-2 снаружи и внутри
Рассказы об оружии. ИС-2 снаружи и внутри
5
Авто-Тема 12:15 18 янв 2019
Классы ламината - разбираемся в обозначениях Классы ламината - разбираемся в обозначениях
Рассказы об оружии. Танк Т-35. Самый бесполезный в мире?
Рассказы об оружии. Танк Т-35. Самый бесполезный в мире?
13
Авто-Тема 23:30 13 янв 2019
Рассказы об оружии. ЗСУ-23-4 «Шилка» снаружи и внутри
Рассказы об оружии. ЗСУ-23-4 «Шилка» снаружи и внутри
0
Авто-Тема 13:00 20 янв 2019
Мнение американских танкистов о советских танках Т-72
Мнение американских танкистов о советских танках Т-72
50
Авто-Тема 21:32 03 янв 2019
В тени «тридцатьчетверки» – танки Александра Морозова Т-43 и Т-44
В тени «тридцатьчетверки» – танки Александра Морозова Т-43 и Т-44
2
Авто-Тема 00:29 26 фев 2019
Рассказы об оружии. ЗРПК «Тунгуска-М» снаружи и внутри
Рассказы об оружии. ЗРПК «Тунгуска-М» снаружи и внутри
1
Авто-Тема 18:50 23 янв 2019
Три мифа и одна правда о легендарном танке Т-34
Три мифа и одна правда о легендарном танке Т-34
19
Авто-Тема 12:25 11 янв 2019
Рассказы об оружии. СУ-100 снаружи и внутри
Рассказы об оружии. СУ-100 снаружи и внутри
0
Авто-Тема 10:44 17 фев 2019
За что советские танкисты недолюбливали главный танк СССР Второй мировой войны Т-34
За что советские танкисты недолюбливали главный танк СССР Второй мировой войны Т-34
8
Авто-Тема 19:52 27 июл 2019
Новый танк Армата Т-14 — фото и характеристики
Новый танк Армата Т-14 — фото и характеристики
3
Авто-Тема 00:09 16 янв 2018
4 животных, которых вы увидите в первый раз
4 животных, которых вы увидите в первый раз
0
Мужской журнал 07:01 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства