«Тунгуска». Когда переходишь к этой боевой машине сразу после осмотра «Шилки», то поневоле проникаешься уважением и пониманием того, что работа была проведена. Хотя бы по кормлению «Шилки» стероидами. Изрядно массивнее, на первый взгляд. Да и на второй тоже. История появления этого чуда проста: виной все возрастающие скорости самолетов и вертолетов.
Да, в материале по «Шилке» было некоторое количество абсолютно необоснованной критики на этот счет, но увы, скорости вертолетов в 60-70-е годы прошлого века реально приближались к скоростям самолетов времен Второй мировой войны, и это факт. Приближались, а не сравнялись, если что.
Так вот, идем дальше. Боевое применение ЗСУ-23-4 «Шилка» в массе войн и конфликтов показало, что комплекс может вести эффективную борьбу не только с низколетящим воздушным целями, но и с наземным противником.
В то же время выявились недостатки «Шилки»: малая эффективная зона поражения целей и низкое поражающее действие боеприпасов.
В результате потребовалось нечто в стиле «выше, дальше, мощнее». Так и получилась, собственно, «Тунгуска».
Артиллерийскую составляющую решили усилить путем увеличения калибра автоматических пушек до 30-мм. Здесь сказался уже опыт применения ЗСУ-57-2, эксплуатация которой показала, что при увеличении калибра снарядов в первую очередь страдать будет скорострельность.
Комплекс «Тунгуска» предназначался для обороны подразделений танковых и мотострелковых войск от ударов армейской и тактической авиации, вертолетов огневой поддержки, БПЛА. Вполне также комплекс мог применяться для уничтожения наземных легкобронированных целей и живой силы противника.
В состав комплекса ПВО «Тунгуска-М» включается боевая машина – 2С6, заряжающая машина, автоматизированная контрольно-испытательная станция, а также средства технического обслуживания и ремонта.
В качестве самоходной базы для нового комплекса было выбрано гусеничное шасси ГМ-352 от ЗРК «Тор». Данное шасси имеет регулируемый клиренс и обеспечивает максимальную скорость движения по шоссе до 65 км/ч. Благодаря гидропневматической подвеске и гидромеханической трансмиссии «Тунгуска» обладает отличной маневренностью, проходимостью и плавностью хода.
Нельзя не похвастаться тем, что ЗПРК «Тунгуска» стал первым в мире многоцелевым зенитным комплексом двойного назначения. И долгое время (более 8 лет) существовал в ранге единственного и неповторимого.
Основным оружием комплекса является ракета 9М311. Ракета оснащается осколочно-стержневой боевой частью и контактным и неконтактным (радио) взрывателями.
9М311 обладает очень высокой маневренностью, что позволяет уничтожать небольшие скоростные цели (ракеты и БПЛА). Наведение зенитных ракет на цель – радиокомандное.
Ракета поставляется в войска в специальном транспортно-пусковом контейнере в снаряженном состоянии и не требует проведения какого-либо технического обслуживания в течение 10 лет. Боезапас ракет пополняется при помощи транспортно-заряжающей машины, но так как контейнер ТПК весит всего 55 кг, при необходимости экипаж легко может осуществить перезарядку в полевых условиях вручную.
Артиллерийское вооружение комплекса состоит из двух 30-мм зенитных автоматических пушек 2А38М, работающими в связке с СУО. Общая скорострельность системы достигает 5000 выстрелов в минуту.
К середине 1990-х годов ЗПРК «Тунгуска» был модернизирован, новый комплекс получил обозначение «Тунгуска-М». Основным изменением стало введение в состав комплекса новых радиостанций и приемника для связи с батарейным командирским пунктом «Ранжир» и командирским пунктом ППРУ-1М. Помимо этого, на машине был заменен газотурбинный двигатель, новый двигатель получил увеличенный в 2 раза ресурс работы: с 300 до 600 часов.
Тактико-технические характеристики ЗПРК «Тунгуска-М1»:
Зона поражения целей ЗУР/пушками:
— по дальности 2,5-10/0,2-4 км
— по высоте 0,015-3,5/0-3 км
Максимальная скорость поражаемых целей – до 500 м/с.
Время реакции комплекса – до 10 с.
Боекомплект, ЗУР/снарядов – 8/1904
Скорострельность пушек 2А38М – до 5000 выстр./мин.
Начальная скорость снаряда – 960 м/с.
Масса ЗУР/с контейнером – 42/55 кг.
Масса боевой части – 9 кг.
Вертикальный угол обстрела из пушек: -10 — +87 градусов
Масса ЗПРК в боевом положении – 34 т.
Время развертывания комплекса – до 5 мин.
Максимальная скорость движения по шоссе – до 65 км/ч.
Боевое крещение комплексы «Тунгуска» получили в чеченских войнах, где применялись не как средство ПВО, а как средство огневой поддержки по афганскому сценарию. Благо, условия были похожи.
Внутри "Тунгуска" сильно отличается от предшественницы "Шилки". Аппаратура стала менее габаритной, поэтому для экипажа больше места.
Комментарии (1)